Акафист Покрову Пресвятой Богородицы: текст и значение, как правильно читать?

История появления

Четырнадцатого октября верующие вспоминают события, происходившие в середине X века, когда Андрею Юродивому вместе с учеником было видение, в котором присутствовала Богородица. Произошло это в Константинополе во Влахернской церкви, где долгие годы хранились мантия и головной убор Богородицы. Многие люди приходили туда, чтобы помолиться ему и попросить его о помощи.

Во время одной из вечерних молитв Андрей Юродивый увидел своими глазами Богородицу, идущую к нему от Царских врат. Рядом с ней находились Иоанн Богослов и Предтеча. Все они были одеты в светлые одежды. Сначала Андрей не поверил своим глазам и повернулся к своему ученику Эпифанию. Он спросил, видел ли он то же самое. Епифаний ответил, что тоже видел Богородицу. После этого они поклонились ей и стали читать приговор. Вместе с ними молилась Богородица. Он подошел к престолу и стал молиться за людей, посещающих Влахернскую церковь.

Закончив молитву, Богородица сняла с себя покрывало, которое использовала как головной убор, и расстелила его на себе. Долго смотрели Эпифанио и Андрей на раскрытую завесу. Это было видно, пока Богородица оставалась в храме. После того, как Она ушла, завеса исчезла, но благодать, оставленная Ею, осталась внутри храма.

Тотчас после виденья Андрей и его ученик решили рассказать всему городу об увиденном. Услышав его историю, многие люди пошли в храм помолиться. В этот день все ушли оттуда, полные надежд и радости. Тогда надежда жителей Константинополя полностью оправдалась. Ведь из города отошли враги, которые долгое время держали его в осаде.

Однако праздник появился гораздо позже этих событий. На территории Киевской Руси его начали отмечать в 12 веке. В начале 1165 года в честь Покрова Божией Матери князь Андрей Боголюбский построил Покрова в Нерли, который считается одним из самых красивых и уникальных православных храмов.

акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Значение в православии

Долгое время на территории России Покрова воспринималась просто как встреча зимы с осенью. Поэтому у многих праздники ассоциировались с задачами сезона. Раньше в этот день часто читались молитвы, связанные с домом, здоровьем детей и замужеством. Духовенство не запрещает такие молитвы.

Однако просят помнить о старинных обычаях и напоминают, что лучшая защита от беды – молитва Богородице.

Перед праздниками некоторые верующие обустраивают в своих домах иконостасы, перед которыми можно будет молиться перед святыми образами Богородицы. Произнося молитву, Богородицу просят помочь справиться со злом и защитить от бед и бед.

Во время обращения к Богородице произносятся следующие молитвы:

  • Тропарь. В этом молитвенном тексте объясняется, почему верующие посещают церковь в праздник и просят помощи у Богородицы.
  • Кондак. Они подробно описывают видения Андрея, а также рассказывают о торжественности такого праздничного события.
  • Акафисты. Они подробно описывают чудо, произошедшее во Влахернской церкви.
  • Молитвы, произносимые после акафистов. Их читают для передачи Господу и Богородице всех прошений. Начинать произношение молитвенного текста необходимо с прославления Богородицы. Так что нужно просить отпущения всех грехов и прощения. Только после этого человек может перечислить насущные нужды и проблемы, в решении которых необходима помощь.

Структура акафиста

Все акафисты составляются по единой структуре: 12 икосов и 13 кондаков, которые чередуются друг с другом. Текст кондака раскрывает тему празднуемого праздника. Кондак заканчивается благодарственным возгласом «Аллилуйя». Слова икоса раскрывают тему кондака. Икос представлен небольшой вступительной частью и 12 хайретизмами (приветствиями) «Радуйся».

Согласно Уставу русского православия, чтение акафиста Богородице следует за пятой субботой Великого поста (акафистовой субботой). Кроме того, чтение акафиста может совершаться на вечерне в течение всего года или в особых случаях, например на молебне. В Православной Церкви чтение акафиста может совершаться не только соборно (совместно) в храме, но и дома.

«Акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых обыкновенно читаются вне постов, во время которых христиане должны чисто молиться о прощении своих грехов. Чаще всего мы обращаемся к акафистам в минуты особой радости и благодарности или когда нам нужно просить Господа и Богородицу о помощи в трудных обстоятельствах» (иеромонах Иов Гумеров).

Акафист Пресвятой Богородице как литературно-поэтический шедевр

Содержание Акафиста Богородице разделено на повествовательную (о земной жизни Богородицы) и догматическую (о тайне Воплощения и спасения людей) части. Акафист полон многократными повторениями слова «радуйся». Таким возгласом приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, пришедшую возвестить, что от нее родится Спаситель:

«Радуйся, Благословенная! Господь с тобою; благословенна Ты в женах» (Евангелие от Луки 1:28).

Акафист как особый жанр византийской литературы имеет исключительную в своем роде структуру. Таким же ритмическим рисунком украшены икосы. Hairetismos образуют шесть пар, где каждый стих имеет рифмованное отражение в другом стихе. Следует отметить, что в большинстве случаев рифма терялась при переводе с греческого.

Кроме того, Акафист Пресвятой Богородице полон литературных и поэтических поворотов. Такие как антитезы, то есть риторические оппозиции. Например, «Радуйся, многословное чудо Ангелов; Радуйся, печальная победа бесов». Или параллельные обороты речи («Радуйся, честный венец благочестивых царей; Радуйся, честная похвала благочестивых священников»). ; Радуйся, древо благословенных листьев, многими усыпанное»).

В греческом варианте акатиста пропитана фонетическая игра слов, которая не может быть адекватно передана в переводе. Например, рассмотрим первую пару причесок в первом икосе. На славянском языке текст звучит так: «Радуйся, Ейже радость воссияет; Радуйся, и клятва исчезнет. Русская транскрипция греческого варианта: «Khaire, di hes he hara eklampsey; Haire, скажи hes he ara ekleipsei».

В подлиннике Акафист Пресвятой Богородице представляет собой буквенный акростих: первые слова кондака и икоса начинаются с букв греческого алфавита, от Альфы (Представляющий Ангел…) до Омеги (Всепоющая Мати..). Для славянского перевода это прослеживается только до первого икоса и тринадцатого кондака.

Помощь от чтения Акафиста

Песнь в честь Покрова напоминает о нуждах каждого человека, Богородица слушает любую просьбу, находясь на Престоле Божием.
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Каждый стих произносится как бы от имени определенной группы молящихся:

«Радуйся, предводителей и воинств христиан непобедимая предводительница!»

Явление Богородицы во Влахернах произошло во время осады Константинополя. Военные люди особенно почитают праздник Покрова как защиту на поле боя. Молятся Богородице о даровании победы.

«Радуйся, совершенный ум наставников и школьных учителей; Радуйся, благословение домов и семей благочестивых!»

Пресвятая Богородица помогает молящимся о сохранении семьи, воспитании детей. Икону Покрова часто можно увидеть в христианских жилищах, ею освящают детей, покидающих отчий дом.

«Радуйся, тайная радость чистых дев и вдовиц!»

Богородица слышит молитвы одиноких женщин о сохранении целомудрия и чистоты. Девушки молятся в Покрове о хорошем парне.

«Радуйся, скоро Утешительнице измученных унынием и болью!»

Песня Богородицы помогает развеять мрачные мысли, душевный дискомфорт и безысходность.

«Радуйся, немощные телом, но не духом и верою, болезни с ложа поднимающие»

Больные и немощные возлагают надежду на помощь Пресвятой Богородицы и принимают ее по вере своей.

По благочестивой традиции читать акафист дома можно, обычно это делается в течение 40 дней. Такое усиленное молитвенное правило берут на себя те, у кого есть какая-то особая нужда или просьба к Господу.

Принято считать, что икона и акафист Покрова Пресвятой Богородицы особенно почитаются молодыми девушками, желающими быть счастливыми в браке. Чтение этого акафиста помогло создать много счастливых верующих семей.

Также этот акафист читается с просьбой о помощи в семейной жизни, в воспитании детей, в отношениях между супругами. Царица Небесная выслушивает всех, кто искренне просит ее о помощи.

Правила чтения

Чтобы Богородица услышала произносимые слова молитвы, необходимо понять основные правила чтения молитв.

Когда лучше молиться

Для начала нужно узнать наиболее подходящее время для молитвы. Сейчас многим людям нелегко найти время для молитвы. Однако, несмотря на это, каждый верующий должен выработать молитвенную дисциплину и придерживаться ее. Молитвенные тексты священнослужители рекомендуют читать утром, перед началом всех дел. Если вам предстоит заниматься сегодня вечером, то лучше помолиться перед началом ужина.

Как подготовиться к молитве

Человеку необходимо заранее подготовиться к произнесению слов молитвы. Сначала нужно выучить текст, который будет произноситься во время молитвы. Это необходимо для того, чтобы человек мог понять смысл текста и в дальнейшем произносить его более искренне, с пониманием сказанного. Также перед молитвой необходимо изгнать из своего сердца раздражение, горечь и обиду. Нельзя допустить, чтобы молебен совершался со злобой в сердце.

девушка в храме

Где лучше молиться

Священники рекомендуют читать молитвы в стенах святого храма. Однако не все люди успевают посещать церковь и поэтому вынуждены молиться дома. Лучше всего выбрать для этого самое укромное место в комнате, чтобы никто не отвлекался. Текст молитвы должен относиться к иконе Божией Матери, а потому лучше поставить ее перед собой и зажечь вокруг нее свечи с лампадкой.

Как начинать молиться

Прежде чем приступить к чтению молитвы, человек должен покрыться крестным знамением. Затем обязательно совершаются земные или поясные поклоны. Закончив с этим, нужно настроиться на будущий разговор с Господом. Для этого просто помолчите несколько минут и обдумайте слова, которые хотите сказать.

Как заканчивать молитву

Один человек должен закончить молитву выражением благодарности Господу. Его следует поблагодарить за помощь и возможность пообщаться с ним.

Текст акафиста Покрову Пресвятой Богородицы

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы Кондак 1.

Избранная вечным Царем, превзошедшим всякую тварь, небо и землю, Царица, иногда приходящая во Влахернскую церковь для молитвы, достойного поклонения с благодарением, как во мраке бытия, под Твоим светоносным омофором с верою и умилением. Но ты, яко имеешь непобедимую силу, избавь нас от всех бед, да зовем тебя:

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Икос 1.

Архангел и ангел толпы, с Предтечей, Богословом и всеми святыми пред Тобою, Царица Твоя, в церкви Влахернштейской и, умильно внимая молитвам Твоим о всем мире, в изумлении восклицали сие:

Радуйся, вечная милость Бога Отца без начала; Радуйся, пречистая вместилище Божия Сына нелетающего.

Радуйся, избранная обитель Божия Духа Пресвятая; Радуйся, непрестанное удивление высоких чинов ангельских.

Радуйся, устрашение темных адских сил угрожающая; Радуйся, многоочи херувимов на воздухе встречаются.

Радуйся, Его похвальная начертается шестикрылыми серафимами; Радуйся, и мы, земные люди, преклоняемся в благодарность преблагодатному покрову.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 2.

Видя тебя, святой Андрей с Епифанием в церкви на воздухе о христианах, молящихся Богу, зная, что Ты Матерь Христова, Бог наш вознесся на небеса и, припав на землю, с радостью преклоняясь пред твоим благодатным, я звоню.

Икос 2.

Ум неразумен, Дево Богородице, в защиту людей православных, для нашего блага, не знающих, как сильна молитва Богородицы. О Твоем всемогущем заступничестве, ведущем к добру, Мы умильно взываем к Тебе:

Радуйся, милостивый утешитель всех скорбящих и обремененных; Радуйся, всех заблудших и слепых владыко неспящих.

Радуйся, гнев Божий, праведный на нас Твоею молитвою, скоро угасится; Радуйся, дурные страсти наши всемогущим жестом укрощающая.

Радуйся, сильное пробуждение совести спящих; Радуйся, легко преодолевающая беззаконные умения.

Радуйся, за него ад стонет и духи злобы трепещут; Радуйся, посему райские врата нам всем открыты.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 3.

Сила Всевышнего осеняет верою и благоговением прибегающих к Твоему славному покрову: только Тебе, Пресвятая и Пречистая Богородица, да исполнится всякая просьба Твоя. Потому всякий век верные прославят Тебя и Сына Твоего, взывая: Аллилуиа.

Икос 3.

Обладая неисчерпаемым богатством милости, протяни руку помощи на все концы земли, Владычица: больным — исцеление, страждущим — изнемогу, слепым — просвещение, и всем, по кому вам нужно, спасибо кричать:

Радуйся, несокрушимая твердыня и окружение православных царств; Радуйся, первое украшение святых храмов и жертвенников.

Радуйся, надежнейшая защита царских престолов; Радуйся, несонный собрат милостивых градоначальников.

Радуйся, полководцев и воинств христиан непобедимая; Радуйся, святое зерцало правды судиям неугодным.

Радуйся, совершенный ум наставников и наставников; Радуйся, домы и семейства благочестивых благословение.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4.

Много разного нам в помощь, владычица: Леса господа господа, воздвиги владыки твои и молися, Яко и недостойная молитва наша укрепит Господа, царя славы, и слушает просьбы наректи имя твой святой, сын твоего имени зовущий: Аллилия.

Икос 4.

Услышав Господа Бога Иисуса Навина, молящегося, и повелевающего солнцу восходить, пока он не отомстит врагу. Господь Иисус, избранная обитель Святого Духа, теперь слышит ваши молитвы. Тем же и мы, грешные, на Твоем благонадежном покрове, Тебе, как Богородице, смеем сказать:

Радуйся, от мысленного Солнца озаряющая и нас светом неугасимым освещающая; Радуйся, светом пречистой души твоей всю землю осветившая.

Радуйся, чистотою тела твоего возрадовавшая все небеса; Радуйся, покров и обеспечение святых жилищ Христовых.

Радуйся, радость и предостережение верных пастырей Церкви; Радуйся, иноки богобоязненные и монахини наставницы.

Радуйся, невозмутимый покой благоговейных старцев; Радуйся, тайная радость чистых дев и вдовиц.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 5.

Провидец Божий Моисей в ополчении иногда против Амалика, когда поднимаешь руку, побеждает Израиль, когда опускаешь руку, то побеждает Амалик, но его укрепляют те, кто поддерживает его, они побеждают врага. Ты же, о Богородица, руку Твою подняв в мольбе, и коль кем поддерживаема, всегда побеждаешь врагов христианских, и щитом непобедимым являешься ты для нас, восклицая: Аллилуиа.

Икос 5.

Увидев Тебя, собери святых на воздухе во Влахернштейской церкви, простирая молитвы к Сыну и Богу, с радостью от архангелов и ангелов, воспевая Твою благодарственную Песнь. Мы сильнейшие, более рук Моисея, укрепляем Твою руку, умильно взываем:

Радуйся, единая рука Его за всех нас любовь и милость к нам держит; Радуйся, пред Неюже враги наши, видимые и невидимые, не могут устоять.

Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; Радуйся, Божественный Огонь: Христе неизменно в руке Своей нас, хладных, держит, так нас освещая.

Радуйся, прекраснейшее венчание тех, кто целомудрием против плоти борется; Радуйся, постом и безмолвием трудящаяся, непрестанное беседование.

Радуйся, скоро утешительница изнемогающих от уныния и боли; Радуйся, благодать смирения и терпения подающая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 6.

Проповедник неисчерпаемой благодати и Твоих милостей, святой Роман Песнопевец явится, когда от Тебя во сне свиток книги вкушать: там премудрый, начинает мудро во славу Твою воспевать, хвала святым, хвала святым.

Икос 6.

От истинного Солнца истины просияла Ты, Дево Богородица, премудростью Бога, Сына Твоего, просвещая всех и призывающих Тебя к познанию истины наводя:

Радуйся, Сила Божия и Премудрость Божия, Христа во плоти родившая; Радуйся, юродивую мудрость мира сего посрамившая, и ослепленных ею на правый путь наставлявшая.

Радуйся, хранителю святой веры и владычеству православных догматов; Радуйся, нечестивых ересей и пагубных расколов искоренительница.

Радуйся, тайно и некстати всякое доброе деяние предвидевшая, и годная тебе, говорящая; Радуйся, лукавые провидцы и суетные прорицатели, посрамляющие.

Радуйся, в час недоумения мысль добра в сердце помещается; Радуйся, от пагубных затей и бессмысленных желаний восстающая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 7.

Хоть и в щедрой бездне погружается Всевидский владыка Явитис его Врачеватель, многострадальный, но мне приятно быть в матушке для меня, и у тебя обязательно будет всесильная защита: да кто из них и справедливый суд от проклятия Божия будет сохранено твоим помрачением: Allilia.

Икос 7.

Чудный Ты показал дела Твои в Пречистой Твоей Матери, Господи, когда явится в Ее руке пречудный омофор, луч света, сияющий более солнца, который покрыл людей, существующих во Влахернштейской церкви. О таком знамении милостивого Его заступничества, услышавши, с ужасом и одержимою радостью все говорят:

Радуйся, омофор нерукотворенный, яко облака, по миру рассеянный; Радуйся, вечный епископ, Сыне Твой, со знамением в руке Твоей.

Радуйся, новую милость и новую благодать в Православной Церкви являющая; Радуйся, столп облачный, всех нас покрывающий от искушений и искушений мира.

Радуйся, столпе огненном, среди тьмы греховной весь путь спасения нам показующая; Радуйся, благочестия подвижников явное укрепление.

Радуйся, тайное предостережение среди мира рабов Божиих; Радуйся, и я, нагая от добрых дел, Твоего приюта и благодати не покидая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 8.

Чудный ты с небес во Влахернстей церкви, ангелы поют, апостолов славят, лик святых и святых, и жен святых класс восхваляют, Предтечу с Богословом преклоняются, люди, которые в церковь, с весом

Икос 8.

Господу, владычествующему над всем горним и низшим, видя Тебя в церкви, Твою Матерь, стоящую и с умилением умоляющую Ее, говорю: «Проси, Мати моя, да не отвернусь от Тебя, но да исполню все. Ваши просьбы и я научу вас всех петь»:

Радуйся, Ковчег Завета, в котором хранится освящение всего рода человеческого; Радуйся, пресвятая, в ней хлеб вечной жизни подается жаждущим правды.

Радуйся, сосуд весь золотой, в коем плоть и кровь Божественного Агнца уготована нам; Радуйся, оставленных врачами во всемогущую руку свою принимавшая.

Радуйся, немощная телом, но не духом и верою, от одра болезни восстающая; Радуйся, погубляющая ум болезни, дающая новый и лучший смысл.

Радуйся, на упорном пути греховных и страстей претыкающая премудрости нас; Радуйся, жестокости нераскаянного сердца нашего касающаяся.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 9.

Всем естеством ангельским, достойным похвалы, Тебе приносишь, воистину Богородица и Заступница всех притекающих к Тебе, руководящая, яко Твоя нерушимая мантия, праведных радует, за грешных ходатайствует, страждущих освобождает и о всем молится

Икос 9.

Разносторонние вети, как немые рыбы, не поймут, как восхвалять великий праздник Твоего честного Покрова по свойству Твоего великого и честного Покрова: всего, что сказано о Тебе о них, недостаточно для единого исчисления Твоей благости. Мы же, видя Твои неисчислимые блага, с радостью восклицаем:

Радуйся, от мора и полного истребления смертных нас хранящая; Радуйся, от внезапного сотрясения земли град и чешую сохраняющая.

Радуйся, от пролития вод и от потопления рукою крепкою поднимаешь; Радуйся, от горящего огня росу молитв твоих испускающая.

Радуйся, от радости души и тела Хлеб Жизни подающий; Радуйся, молния и гром от головы нашей отходит.

Радуйся, иноплеменник, нашествию и спасению тайных убийц; Радуйся, мир и любовь от семейных раздоров и вражды кровных защищающая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 10.

Избавь хоть род человеческий от чар вражьих, человеколюбец, Господь Тебе, Мати Его, помощь земную даровал, приют и покровительство нам земное утешение, печальным радость, обиженным заступнице, и да всем что возвышает из глубины греха

Иконы 10.

«Царь Небесный, Непорочная Царица, стоящая в воздухе ангельском, говорящая в молитве в воздухе ангельском, – прими каждого человека, молящегося Тебе и призывающего имя Мое в помощь, да не обратится худоба и неслыханное подальше от моего лица». Услышав эту добрую молитву, собери святых с благодарением:

Радуйся, чистыми руками и сердцами земледельцев благодатными плодами венчающая; Радуйся, помощи и справедливого воздаяния за все право труждающим куплю.

Радуйся, лжесвидетельство и нечестные приобретения всех людей обличая; Радуйся, на пути, на суше и на водах в опасности, помощь внезапная.

Радуйся, бездетных родителей плодами веры и духа радующая; Радуйся, безматерных сирот воспитательница незримая.

Радуйся, крепкая заступница сущих в плену и изгнании; Радуйся, скованному стражу бессонному и темнице сидящему.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 11.

Мы слышим нежнейшую песню и слышим Твою теплую молитву о нас, Просим Тебя, Дево Богородица, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бежим в невзгодах и болезнях, и пред Тобою в тоске нашей проливаем слезы , призывая: Аллилуйя.

Икос 11.

Яко принимающий свет, горящий в молитве, видя тебя в воздухе Влахернской церкви, по множеству бывших там людей, восклицая: «Откуда мне сие взять, как не то, что Матерь Господа моего приидет ко мне?» Святые Андрей и Епифаний умоляют от души, взывая:

Радуйся, всех даров духовных и телесных незавидный подательнице; Радуйся, верная заступница начавших покаяние грешных.

Радуйся, всегда спутница борющихся со страстями и предлогами вражьими; Радуйся, незримое укрощение жестоких и звериных владык.

Радуйся, тайный покой и радость кротких и страждущих рабов; Радуйся, вожделенная исполнения добрых браков.

Радуйся, мати родов скорых и безболезненных разрешений; Радуйся, в смертный час всем нам помощница.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 12.

Испроси нам Божественной благодати Сына Твоего и Бога, протяни нам руку помощи, прогони от нас всех врагов и супостатов, и умри в жизни нашей, да не погибнем люто, без покаяния, но прими нас в Твоей вечной крови, наш святой покровитель, наш святой покровитель: Аллилуйя.

Иконы 12.

Твою государеву мантию воспеваем, хвалим тя, яко нашего твердого представителя, и преклоняемся пред тобою, молящеся о нас: веруем и уповаем, яко еси Сына и Бога твоего просим о благе вечном и временном, вопием ко всякому с любовью:

Радуйся, всей вселенной сильное заступление; Радуйся, всех земных и небесных стихий освящение.

Радуйся, благословение всех времен; Радуйся, все наветы и искушения мира, плоти и диавола попирающая.

Радуйся, нечаянное примирение яростно враждебных; Радуйся, неведомое исправление нераскаявшихся грешников.

Радуйся, презренного и всеми маргинального не отвергающая; Радуйся, отчаявшихся из ямы погибели избавляющая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 13.

О, вездесущая Матерь, Пречистая Владычица, Богородица Дева! К Тебе возвожу очи душевные и телесные, к Тебе простираю расслабленные руки и из глубины сердца взываю: призри на веру и смирение души моей, покрой меня Твоим всемогущим омофором, да избавлюсь от всех беды и скорби, о конец мой, и в сей час предстань предо мною и предай пытку, уготованную за грехи мои, и вынеси ее, поклоняясь призыву: Аллилуйя.

Конда́к 1

Избранная вечным Царем, превзошедшая всякую тварь, небо и землю, Царица, иногда приходящая во Влахернскую церковь для молитвы, с благодарением, как во мраке бытия, приносящая достойное поклонение, под Твоим светоносным омофором с верою и умилением. Но ты, яко имеешь непобедимую силу, избавь нас от всех бед, да зовем тебя:

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

И́кос 1

Архангел и ангел толпы, с Предтечей, Богословом и всеми святыми пред Тобою, Царица Твоя, в церкви Влахернштейской и, умильно внимая молитвам Твоим о всем мире, в изумлении восклицали сие:

Радуйся, вечная милость Бога Отца без начала; Радуйся, пречистая вместилище Божия Сына нелетающего.

Радуйся, избранная обитель Божия Духа Пресвятая; Радуйся, непрестанное удивление высоких чинов ангельских.

Радуйся, устрашение темных адских сил угрожающая; Радуйся, на юге в воздухе херувимы многие очи.

Радуйся, Его похвальная начертается шестикрылыми серафимами; Радуйся, и мы, земные люди, преклоняемся в благодарность преблагодатному покрову.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Конда́к 2

Видя тебя, святой Андрей с Епифанием, в церкви на воздухе о христианах, молящихся Богу, зная, что Ты Матерь Христова, Бог наш вознесся на небеса и, припав на землю, радостно преклоняясь перед защитой твоих добрых.

И́кос 2

Непостижимый ум Ты, Дево Богородица, в защиту людей православных, за наших, и не знают, как сильна молитва Богородицы. О Твоем всемогущем заступничестве, ведущем к добру, Мы умильно взываем к Тебе:

Радуйся, милостивый утешитель всех скорбящих и обремененных; Радуйся, всех заблудших и слепых владыко неспящих.

Радуйся, гнев Божий, праведный на нас Твоею молитвою, скоро угасится; Радуйся, дурные страсти наши всемогущим жестом укрощающая.

Радуйся, сильное пробуждение совести спящих; Радуйся, легко преодолевающая беззаконные умения.

Радуйся, за него ад стонет и души трепещут злобою; Радуйся, яко врата рая отверзаются для всех нас.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Конда́к 3

Сила Всевышнего осеняет с верой и благоговением прибегающих к Твоему честному покровительству: Я един Тебе, Пресвятая и Пречистая Богородица, да исполнится всякая просьба Твоя. Потому всякий век верные прославят Тебя и Сына Твоего, взывая: Аллилуиа.

И́кос 3

Обладая неисчерпаемым богатством милости, протяни руку помощи на все концы земли, Владычица: больным — исцеление, страждущим — изнемогу, слепым — просвещение, и всем, по кому вам нужно, спасибо кричать:

Радуйся, несокрушимая крепость и ограда православия; Радуйся, первое украшение святых храмов и жертвенников.

Радуйся, благочестия покровительница вернейшая; Радуйся, несонный собрат милостивых градоначальников.

Радуйся, полководцев и воинств христиан непобедимая; Радуйся, святое зерцало правды судиям неугодным.

Радуйся, совершенный ум наставников и наставников; Радуйся, домы и семейства благочестивых благословение.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Конда́к 4

Многих напастей чрева нашего, Владычица: Ей присно от Ольтра Господня, возведи владыки твои и молися, Яко и недостойная молитва наша укрепит Господа, царя славы, и внемлет прошениям тако -нарек имя твоего святого, сыну твоего имени: Аллилуйя.

И́кос 4

Услышав Господа Бога Иисуса молящегося, и повелевающего солнцу восходить, пока он не отомстит врагу. Господь Иисус, избранный чертог Святого Духа, теперь также слышит ваши молитвы. Тем же и мы, грешные, на Твоем благонадежном покрове, Тебе, как Богородице, смеем сказать:

Радуйся, от мысленного Солнца озаряющая и нас светом неугасимым освещающая; Радуйся, светом пречистой души твоей всю землю осветившая.

Радуйся, чистотою тела своего возрадовавшая все небеса; Радуйся, покров и обеспечение святых жилищ Христовых.

Радуйся, радость и предостережение верных пастырей Церкви; Радуйся, иноки богобоязненные и монахини наставницы.

Радуйся, невозмутимый покой благоговейных старцев; Радуйся, тайная радость чистых дев и вдовиц.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Конда́к 5

Провидец Божий Моисей в ополчении иногда против Амалика, когда поднимаешь руку, побеждает Израиль, когда опускаешь руку, то побеждает Амалик, но его укрепляют те, кто поддерживает его, они побеждают врага. Ты же, о Богородица, руку в мольбе воздевающую, и хотя никто не поддерживает Тебя, всегда побеждаешь врагов христиан, и щитом непобедимым являешься Ты для нас, восклицая: Аллилуиа.

И́кос 5

Увидев Тебя, собери святых на воздухе во Влахернштейской церкви, простирая молитвы к Сыну и Богу, с радостью от архангелов и ангелов, воспевая Твою благодарственную Песнь. Мы сильнейшие, более рук Моисея, укрепляем Твою руку, умильно взываем:

Радуйся, единая рука Его за всех нас любовь и милость к нам держит; Радуйся, поразившая нас пред Неюже, видимая и невидимая, не терпящая их.

Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; Радуйся, Божественный Огонь: Христе непреложно в руке Своей нас, хладных, хладнокровных держит, так воспламеняя.

Радуйся, прекраснейшее венчание тех, кто целомудрием против плоти борется; Радуйся, постом и безмолвием трудящаяся, непрестанное беседование.

Радуйся, скоро утешительница изнемогающих от уныния и боли; Радуйся, благодать смирения и терпения подающая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Конда́к 6

Проповедник неумолимой благодати и милости твоих чудес святой роман Свекопевец,, Ээс, от тебя во сне свиток книг размежевать во сне: Темы, Женька начинает мудрить во славу вас, святых из Пищи похвальной, призывающей с верой: Аллилуйя.

И́кос 6

От истинного Солнца истины просияла Ты, Дево Богородица, премудростью Бога, Сына Твоего, просвещая всех и призывающих Тебя к познанию истины наводя:

Радуйся, Сила Божия и Премудрость Божия, Христа во плоти родившая; Радуйся, юродивую мудрость мира сего посрамившая, и ослепленных ею на правый путь наставлявшая.

Радуйся, хранителю святой веры и владычеству православных догматов; Радуйся, нечестивых ересей и пагубных расколов искоренительница.

Радуйся, тайно и некстати всякое доброе деяние предвидевшая, и годная тебе, говорящая; Радуйся, лукавые провидцы и суетные прорицатели, посрамляющие.

Радуйся, в час недоумения мысль добра в сердце помещается; Радуйся, от пагубных затей и бессмысленных желаний восстающая.

Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотя Всевидящий Господь, издавна страдающий, являет человеколюбие Свое к неиссякаемой щедрости бездны, избирает тебя одного в Своей Матери и создает тебя для непреодолимого покровительства людей: да, если кто из них и праведный суд Божий достоин осуждения, Твой государев покров так хранит для покаяния, взывая: Аллилуйя.

Икос 7

Чудно явила Твои дела в Пречистой Твоей Матери, Господи, когда пречудный омофор в руке Ее явился более ярким солнечным лучом, который покрыл людей, находящихся во Влахернштейской церкви. Услышав о таком знамении Его милостивого заступничества, мы ужасом и радостью объяты, все глаголы: Радуйся, омофор чудотворный, яко облако, над всем миром растекающееся; Радуйся, вечный Владыко, Сыне Твое, со знамением в руке Твоей. Радуйся, новую милость и новую благодать в Православной Церкви являющая; Радуйся облачный столб искушений и искушений мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненном, среди тьмы греховной весь путь спасения нам показующая; Радуйся, явное благочестие подвижников явное укрепление. Стать счастливым,тайное предупреждение в мире служителей Божьих; радуйся, и я, нагая добрыми делами, не покидая Его прибежища и благодати. Радуйся, Радость наша, покрывая нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Чудный Ты с Неба во Влахернской церкви, явившийся Ангелам в спешке, апостолы прослави, ликом святых и преподобных и жен святых класс восхваляемый. Предтеча поклонилась Богослову, но народ в храме радостно кричит: Аллилуиа.

Икос 8

Господь, властвующий над всем горним и низшим, видя тебя в храме, Матерь Свою, стоящую и умоляющую Ее с умилением, сказал: Завет, в нем соблюдается освящение всего человечества; Радуйся, Пресвятая, в ней Хлеб Жизни Вечной подается жаждущим истины. Радуйся, сосуд весь золотой, в коем плоть и кровь Божественного Агнца уготована нам; Радуйся, тех, что врачи оставляют в их всемогущих руках, принимавшая. Радуйся, немощный телом, но не духом, и верою восставший от одра болезни; Радуйся, новый и лучший смысл губящим ум болезни дарующий. Радуйся, на упорном пути греха и страстей мудро спотыкаемся; Радуйся, жестокости нераскаянного сердца нашего касающаяся. Радуйся, наша радость,покрой нас от всякого зла твоим честным омофором.

свечи горят

Кондак 9

Все ангельское естество дивилось Твоему великому воплощению дела: Бо неприступный, яко Бог, видящый вся грядущаго Человека, останься с нами, всех внемлющий: Аллилуиа.

Икос 9

Витя многих, яко рыб, немых видим о Тебе, Богородице: пребывают в недоумении, говоря, хотя Дева еще, и Ты смогла родить. Мы, дивясь тайне, воистину восклицаем:

Радуйся, друг премудрости Божией; Радуйся, сокровище Его промысла.

Радуйся, безрассудную мудрость являющая; Радуйся, хитрый бессловесный доносчик.

Радуйся, яко с искателем зла связался; Радуйся, яко баснописцы зачахли.

Радуйся, ткань афинскую рвущая; Радуйся, проделки рыбаков исполняющая.

Радуйся, из глубины неведения черпающая; Радуйся, просветительнице многих в уме.

Радуйся, корабле спасающихся желающих; Радуйся, от житейских странствий убежище.

Радуйся, невесте без невесты.

Кондак 10

Хоть спаси мир, который есть Украситель всего, к сему обещано придти, и сей Пастырь, как Бог, для нас, человек нам являющийся: и призывающий так, как слышит Бог: Аллилуйя.

Икос 10

Стена еси девам, Богородице Дево, и всем приходящим к Тебе: яко Творец неба и земли распоряжается Тобою, Пречистая, во чреве Твоем обитает, и научает всех приглашать: Радуйся, столпе девственность; Радуйся, дверь спасения. Радуйся, умственного дома начальнику; Радуйся, податель божественной благости. Радуйся, холодом зачатие свое обновила; радуйся, яко умом обкраденных наказал еси. Радуйся, растление смыслов упражняющая; Радуйся, Сеятеля чистоты рождающая. Радуйся, бессемянный бес смятения; Радуйся, верных Господних соединившая. Радуйся, добрая кормилица дев; Радуйся, муже душ святых. Радуйся, невесте без невесты.

Кондак 11

Всякая песня победима, сражаясь по множеству Твоих многих милостей: если мы приносим Тебе, Святой Царь, мы приносим Тебе песни, равные по числу Тебе, Святой Царь, мы не делаем ничего достойного, Ты дал нам, Ты, плача выходит: Аллилуйя.

Икос 11

Видим Пресвятую Богородицу, бо невещественный горящий огонь, наставляющий весь разум к Божественному уму, просвещающий зарю разума, почитаемый титулом, сими: Радуйся, луче разумного Солнца; Радуйся, светило неудержимого Света. Радуйся, молниеносная, просвещающая души; Радуйся, ибо страх есть гром врага. Радуйся, яко много света сияешь; Радуйся, яко источаешь многократно текущую реку. Радуйся, источник рисующий картину; Радуйся, греховная тление. Радуйся, баня, совесть омывающая; Радуйся, чаша, радость черпающая. Радуйся, благоухание Христово обоняющая; Радуйся, чрево тайной радости. Радуйся, невесте без невесты.

Кондак 12

Желая благодать подавать, долгов древних, всех долгов, Разрешитель человеков, сам собою придя к отпавшим от той благодати, и разорвав писание, услыши от всех присутствующих: Аллилуиа.

Икос 12

Твое Рождество поюще, все восхваляем Тебя, яко одушевленный храм, Богородице: во чреве Твоем, во чреве обитавшем, все руку Господню приими, освяти, прослави и всех научи восклицать: Радуйся, человеки. Бога и Слова; Радуйся, великая угодница святых. Радуйся, ковчег, золотой Духа; Радуйся, неистощимая сокровищница жизни. Радуйся, честный венец благочестивых; Радуйся, честная похвала благоговейных иереев. Радуйся, столпе церковном непоколебимый; Радуйся, нерушимая стена Царствия. Радуйся, победы ею воздвигнут; Радуйся, Ехуже противится им. Радуйся, исцеление тела моего; Радуйся, спасение души моей. Радуйся, невесте без невесты.

Кондак 13

О, Мати, все воспевающая, всех святых родившая, Пресвятое Слово! Нынешнее приношение приняв, избави всех от будущего позора и мучения, вопием Тебе: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. (Кондак читается трижды)

Святые, вспоминаемые в Акафисте Покрову

Праздничное название рода — это греческое слово, означающее «без седла». Традиция написания текстов акафистов идет из VIII века, из Византии, где служба была особенно помпезной. В XI веке этот жанр появился и на Руси.
Покрова Пресвятой Богородицы
Покрова Пресвятой Богородицы

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы был написан митрополитом Херсонским Иннокентием (Украина) около 1846 года. Вскоре во всех храмах России зазвучали молебны с торжественным пением Покрову.

О других праздниках Богородицы:

  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Благовещение Пресвятой Богородицы

Текст гимна подробно описывает чудо, происшедшее много веков назад во Влахернской церкви (Византия) и прославляет Виновницу этого события — Пресвятую Богородицу.

Помимо Эллы, в гимне поминаются и другие святые:

  1. Андрей Юродивый (Константинополь). Андрей был любимым рабом богатого дворянина, славянина по происхождению. Получив во сне наказ от Господа на подвиг безумия, Андрей оставил своего господина и стал скитаться по Царьграду в образе нищего, притворяясь сумасшедшим. Ночью он молился во Влахернской церкви, где стал свидетелем чуда.
  2. Роман Песнопевец, диакон той же церкви. В древности дьяконы во время богослужений распевали длинные гимны и должны были обладать красивым голосом. Роман не имел природного дара и молился о нем Божией Матери. Однажды во сне ему явилась Пречистая и подала ему сверток бумаги, который дьякон должен был съесть. После видения Роман обрел голос и стал лучшим певцом в Константинополе.
  3. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов – евангельские святые, сопровождавшие Божию Матерь в Ее чудесном явлении.
  4. Моисей и Иисус Навин — ветхозаветные пророки. Ведя сражения израильтян со своими врагами, они побеждали не силой оружия, а молитвой к Богу.

Несколько слов о празднике Покров Пресвятой Богородицы

Праздник установлен в честь события во Влахернской церкви в 910 году, когда среди верующих, собравшихся на молитву, юродивый по имени Андрей увидел Богородицу, рассыпавшую Ее омофор над церковью.

Печальные события заставили людей стекаться в эту ночь к храму: к берегам его родного города Константинополя подошла флотилия иностранцев. По одной версии, это были русы, славяне-язычники. С другой — войска сарацин-мусульман. Как бы то ни было, но грекам грозила страшная опасность, которая миновала по велению Пресвятой Богородицы, распростершей Свою Покрову над молящимися.

В ту же ночь на море обрушился сильный шторм, уничтоживший языческий флот. С принятием на Руси христианства праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из самых любимых. Ему были посвящены многочисленные храмы и монастыри. Одной из самых известных является церковь Покрова на Нерли. Ее основал князь Андрей Боголюбский, выбрав место у реки, недалеко от своей резиденции, для прохождения кораблей перед церковью.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается 14 октября. К этому времени наши предки заканчивали сельскохозяйственные работы и готовились к зиме, еще общались, собирались вместе в хижинах.

Сезон свадеб начался. По старинной русской традиции на свадьбе невесте надевали на голову убрус – специальную шапку под платок. Она играла роль своеобразного «прикрытия», отличавшего замужнюю женщину от свободной девушки.

Перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы молились, читали акафист о даровании хорошего и трудолюбивого мужа, любящей и заботливой жены. Христиане просили у Царицы Небесной помощи в семейных делах, исцелении от болезней, в том числе и у детей.

Следуя этим добрым традициям, вы можете молиться у иконы Покрова Пресвятой Богородицы, читая акафист и спрашивая о самом главном и важном для своих детей и внуков, но при этом полностью уповая на волю Божию.

Оцените статью
Блог про Матрону Московскую