- Краткое толкование 50 псалма
- Кем этот псалом составлен и когда?
- Почему этот псалом называется покаянным?
- Определение Господа о Давиде
- Притча Нафана
- Для чего читают 50 Псалом?
- Значение в православии
- В католическом богослужении (Miserere)
- В иудейском богослужении
- В массовой культуре
- Псалом 50 текст
- Псалом 50: текст на церковно-славянском языке с ударениями
- Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
- Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
- Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
- Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
- Псалом 50: текст молитвы на русском
- Как правильно читать псалом?
- Когда читать и в чем помогает псалом 50?
Краткое толкование 50 псалма
От Давида мы учимся покаянию. В нем шаг за шагом раскрывается процесс очищения души. Важно понимать, что для этого нужно:
- Обнаружить грех, о котором никто (даже царь) не знал, кроме Господа, видящего все наши тайные деяния.
- Поймите: вы не сами чисты, а просите Того, Кто омоет и окропит иссопом (травяным настоем, избавляющим от проказы). Это символ будущего Таинства Крещения. Его не существовало во времена Давида.
- Прощение исходит не от нашего ума, а от милосердия Человеколюбца. Мы призваны к правосудию. Нарушая данный Богом Закон, мы теряем Благодать и связь с Ним, Его Любовь исцеляет рану, нанесенную душе.
Давид просит великой милости, ведь он не может полностью стереть свои грехи: Жене и сыну постоянно напоминают об убийстве. Кровь смыть непросто, поэтому читаем: Избавься от крови. Совесть побуждает Господа быть правым в его суждении. Молитесь о возвращении былой чистоты и даре пророчества (Милости) о возобновлении. Мойте сердце много раз, чтобы не осталось и следа от падения .
Кем этот псалом составлен и когда?
Этот псалом (псалом-песнь) был составлен пророком царем Давидом, когда он покаялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и завладел его женой Вирсавией.
Почему этот псалом называется покаянным?
Потому что выражает глубокое раскаяние в совершенном грехе и усердную мольбу о помиловании; вот почему этот псалом часто читается в церкви во время службы, и мы, виновные в определенных грехах, должны произносить его как можно чаще.
Определение Господа о Давиде
Поскольку пришел пророк и лично передал слова Бога, это свидетельствует о том, что дар, который был у Царя, был поврежден. Бог не говорит с ним напрямую, как раньше. Связь частично утрачена, поэтому в псалме звучат прошения: обновить Праведным Духом. Грех лишает человека Благодати, он беззащитен перед злом. Вот определение, данное Господом:
- Я дал тебе все: богатство, королевство, власть.
- Если этого было недостаточно, все, что ему нужно было сделать, это попросить, и он все получил.
- Вы нарушили Закон.
- Он презирал слово Божие.
- За это твой сын и Вирсавия умрут.
Чтобы искупить беззаконие, придется претерпеть «наказание» очищения, потерпеть болезнь, боль или смерть. Христос принес нам спасительное покаяние. Вот почему всегда, когда что-то идет не так, надо, прежде всего, искренне признаться, как Давид раскаялся в своих злодеяниях.
Нафан провозгласил другое определение царя: Урию, убившего мечом.. теперь оружие и война не отступят от дома царя Израильского. Страх перед такой перспективой в дальнейшем вынуждает к полному очищению от беззакония, чтобы последствия грехопадения не отразились на состоянии государства, близких и личности помазанника Божия .
Притча Нафана
В одном городе жили богач и бедняк. У последнего было все его имущество: овца, которую он безмерно любил: кормил, холил, холил. У богача были огромные стада разных животных. Когда нужно было приготовить угощение, он брал барашка бедняка, а своего не тронул. И Натан спрашивает: Король, как ты думаешь, чего он заслуживает?
Возмущенный Давид сказал: Смерть, и несчастный должен восполнить потерю 70 раз. Тогда Натан прямо сказал: «Король, сказанное тобой слово касается тебя. Потому что ты сам богатый человек. И он приговорил себя к смерти .
Для чего читают 50 Псалом?
Если душа плачет, ее обуревает полное смятение, тяжесть и грехи ее давят, то стоит читать Псалом 50. Какой бы грех ни давил твою душу; в любом случае 50-й псалом поможет вам обрести покой. Это молитва о милосердии, чтобы Господь Бог простил все содеянное доброе и злое.
Молитвенный псалом 50 состоит из 12 молитв, каждая из которых имеет свой догмат. Нужно проникнуться им с первых строк и искренне поверить в написанное.
После прочтения уходит тревога, в голове перестают бегать плохие мысли, становится легко и хорошо. Такое покаяние перед Богом необходимо для полного очищения.
Значение в православии
Автором 50-го псалма является царь Давид. За веру и образ жизни Бог наградил его даром предвидения, но пророк совершил смертный грех, возжелав жену ближнего. Предыстория возникновения молитвы установлена в 4 Царств. В ветхозаветной истории рассказывается о том, как царь послал человека на верную смерть, а затем женился на его вдове.
Никто не знал о падении, кроме самого Давида и полководца, исполнявшего царский приказ. По повелению Бога явился ангел Нафан и разоблачил Давида. Глубокий стыд и покаяние побудили пророка составить покаянную молитву, называемую 50-м псалмом, она звучит как молитва о прощении грехов, возвращении милости Божией.
В молитве суть покаяния выражается широко и кратко. Давид знал, что Господь простил его, но это не облегчило его состояния. Он осознал свою вину и не мог простить себя за совершенное им преступление. Обращаясь к Богу, пророк просит очистить свою душу от всякого греха, ибо знает и верит в справедливость Суда Божия.
псалом 50 – это исповедь, покаяние, благодарение Богу христианином, осознавшим и уже наказанным за грехи.
Молитва входит в список обязательных утренних богослужений в церкви. Ее чтение принесет утешение мучимым нераскаянными грехами христианам. Святые подвижники советуют ежедневно читать 50-й псалом, прежде чем приступать к злободневным вопросам.
В католическом богослужении (Miserere)
В католическом богослужении латинского обряда начальные стихи 50-го псалма (Псалом 51: 1-4) читаются или поются во время воскресной литургии во время вступительных обрядов мессы. Их часто сочетают с окроплением прихожан святой водой. Псалом 50 также часто используется в качестве ответного псалма для Литургии Слова (читается или поется между первым и вторым чтением Писания). Отдельные стихи псалма используются как антифоны во время литургии Пепельной среды. В Литургии Часов псалом является частью утрени, где он читается каждую пятницу. Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно во время Великого поста.
В иудейском богослужении
В ортодоксальном раввинистическом иудаизме стих 17 звучит так: «Господь мой, открой мои уста, и мои уста вознесут Тебе аллилуйя!» поется перед каждой молитвой Амиды трижды в день.
В массовой культуре
- В фильме «Остров» (2006, режиссёр П. Лунгин) главный герой фильма, пожилой отец Анатолий (Пётр Мамонов), с болью в сердце и душе читает 50-й псалом.
- В серии «Спасайся, брат!» (2015, режиссёр А. Сиверс) Отец монах Арсений (Александр Лыков) читает 50-й псалом, преследуя их.
- В первом сезоне сериала Годунов (2018; режиссеры А. Андрианов и Т. Алпатов) царь Иван Грозный (Сергей Маковецкий) после убийства сына читает на коленях 50-й псалом со слезами на глазах.
- В сериале «Раскол» (2011) в 15 серии протоиерей Авакуум читает 50-й псалом в своей келье, а также в 19 серии, когда царь Алексей Михайлович Романов, умирая в своей постели, беседует со своим царедворцем, кроме них в комната псалмопевец читает псалом 50
- В фильме «Странник» (2006) пожилой монах читает 50-й псалом
Псалом 50 текст
псалом 50 царя Давида и текст молитвы Символ веры читается в самых безвыходных ситуациях. Чтение текста 50-го псалма и Символа веры при утрате особенно эффективно: молитвы помогут быстро найти потерянное.
Псалом 50
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих очисти беззаконие мое.
Прежде всего омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня; ибо я знаю свое беззаконие, и мой грех предо мною удален. Я согрешил против тебя одного и сделал зло перед тобой, как будто ты оправдался в своих словах и победил, когда ты судишь себя.
Вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Вот, ты возлюбил истину; мне открылась неведомая и тайная мудрость Ту. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и я стану белее снега.
Дай радость и веселье ушам моим; кости смиренных возрадуются. Отврати лицо Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прав обнови во чреве моем.
Не изгоняй меня из Твоего присутствия и не отнимай от меня Твоего Святого Духа. Вознагради меня радостью спасения Твоего и Духом правящим укрепи меня. Я научу нечестивых Твоим путем, и нечестивые обратятся к Тебе. Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего; мой язык радуется твоей справедливости.
Господи, открой мои уста, и мои уста возвестят Твою хвалу. Как если бы вы хотели жертв, вы бы их дали: вы не одобряете всесожжений. Жертвой Богу дух сломлен; сокрушенного и смиренного сердца Бог не презрит.
Пожалуйста, Господи, милостью Твоей к Сиону, и да будут построены стены Иерусалима. Тогда благоволи к жертве праведности, приношению и всесожжению; тогда они принесут тельцов на твой жертвенник.
Молитва веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всем видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Свет от Света, Бог истинный от Бога истинный, рожденный, нетварный, единосущный Отцу, от Которого все было.
Для нас, для блага человека и для нашего спасения, Он сошел с Неба и воплотился от Святого Духа и Марии Девы, и стал человеком. Распятый за нас при Понтии Пилате, он пострадал и был погребен.
И воскрес в третий день по Писанию. И Он вознесся на Небеса и воссел одесную Отца. И стадам грядущим со славою судить живых и мертвых, Его Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, о Котором говорили пророки.
В единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Я исповедую крещение во оставление грехов. Жду воскресения мертвых И жизни будущего века. Аминь.
Покаянный псалом святого царя и пророка Давида – это крик души, псалом, который на протяжении многих веков читается всеми, кого мучает совесть за совершенные ошибки.
Чтобы обрести утешение и надежду в словах слез грешного пророка и понять глубину его покаяния, портал «Православная жизнь» с помощью профессора Киевской духовной академии Андрея Музольфа разъясняет некоторые непонятные слова и выражения псалма.
— Андрей, чем 50-й псалом отличается от других псалмов царя Давида?
— Ни одна книга Ветхого Завета не является столь «популярной» и цитируемой в наше время, как Псалтирь святого царя и пророка Давида. Однако среди 150 псалмов есть и особые, и к ним смело можно отнести 50-й псалом. Этот псалом, по мнению многих святых отцов, является одним из лучших образцов ветхозаветного поэтического творчества. Но, прежде всего, это молитва, воздыхание к Богу о грешнике, ощутившем на себе тяжесть своих грехов и стремящемся освободиться от такого бремени лжи.
— Что означают слова псалма «Окропи меня иссопом, и очищусь»? Что такое иссоп?
— Иссоп — род ароматических трав, широко использовавшихся в древности. Впервые мы находим упоминание о нем в Ветхом Завете при описании последней, десятой, египетской казни, когда в домах египтян, в наказание за то, что фараон не хотел пускать иудеев В Египте за одну ночь погибли все первенцы мужского пола «от человека до скота». Как сказано в книге Исход, накануне упомянутой страшной казни иудеям было велено помазать косяки дверей своих домов пучком иссопа, смоченным в крови пасхального агнца: «И пойдет Господь и поразит Египет и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь через дверь, и не допустит губителя войти в домы ваши, чтобы губить» (Исх. 12:23). Впоследствии,это растение применялось и во время ритуального очищения людей от проказы. Таким образом, иссоп является своего рода ветхозаветным символом милосердия и очищения. На основании этого св. Афанасий Великий утверждает, что в тексте 50-го псалма окропление иссопом говорит о возможности и необходимости очищения себя от грехов, и в этом псалме очень точно поставлено ударение: «окропи меня иссопом, и я будет чист. «чист» — то есть только Бог может очистить человека от его греха, но сам человек не в силах освободиться от него. Блж. Кир Феодорит говорит так: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега. Причем в этом псалме очень точное ударение: « Окропи меня иссопом и буду чист», т.только Бог может очистить человека от его греха, но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит говорит так: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега. Причем в этом псалме очень точное ударение: « Окропи меня иссопом и буду чист», то есть только Бог может очистить человека от его греха, но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит так говорит: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим. Авт.) чистоту духовную, как белизну снега, причем в этом псалме очень точный ударение: «Окропи меня иссопом и Очищусь», то есть только Бог может очистить человека от его греха, но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит так говорит: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим. Авт.) чистоту духовную, как белизну снега, причем в этом псалме очень точный ударение: «Окропи меня иссопом и Очищусь», то есть только Бог может очистить человека от его греха, но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит так говорит: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит так говорит: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.но сам человек не может избавиться от него. Блж. Кир Феодорит так говорит: только божественная благодать может сделать человека совершенно чистым и дать ему (т.е человеку. — Прим авт.) духовную чистоту, подобную белизне снега.
— «И победить, когда ты судишь Тая». В чем смысл этих строк? Что имел в виду святой царь Давид?
— Каждый человек, вступающий в спор с другим, несомненно, рассчитывает на то, что именно он станет победителем. Однако во взаимоотношениях с Богом все совсем иначе: как бы мы ни старались доказать его правоту, все наши доводы неизбежно терпят неудачу, ибо Господь «видит и недостатки в ангелах Своих» (Иов. 4:18). Эти слова вовсе не означают, что Ангелы грешны, но они свидетельствуют о том, что только Бог является единственным святым по Своему естеству и Его святость несравнима со святостью сотворенных Им творений, как бы совершенны они ни были. Вот почему святой пророк Давид говорит, что во всяком суде победит Господь. КСЛьюис однажды сказал, что Господь слишком часто разбирает карточный домик нашей гордыни и тщеславия, чтобы показать нам нашу слабость и научить нас смирению. Таким образом, слова Пророка «Побеждай, когда судишь себя» — это признание того, что грешник своими грехами противостоит Богу, но в то же время и надежда на то, что в таком противостоянии все же не человек, а Бог, кто будет победителем.
— «Как будто ты хотел жертв, ты бы дал их: ты не жалуешь всесожжений». О какой жертве идет речь?
— В Ветхом Завете были установлены кровавые жертвоприношения животных в результате грехопадения предков в знак их покаяния и попытки умилостивить Бога за грех отступничества. Позже, во времена святого пророка Моисея, в связи с сооружением переносного храма-скинии, была установлена классификация жертвоприношений: жертвоприношением Богу стало называться принесение в жертву отдельных частей тела закланного животного жертвоприношение, в отличие от всесожжения, тело которого сожжено, как видно и по самому названию, целиком. Однако эти самые жертвы, по слову святого апостола Павла, никак не могли очистить людей, приносивших их, от грехов их,скорее они служили лишь напоминанием человеку об их порочности. Также часто случалось, что некоторые люди приносили жертвы как бы напоказ, только потому, что было определенное предписание Закона, а не из-за духовного расположения. По этой причине пророк Давид обращается к Богу: если бы Ты хотел хоть какую-то материальную жертву, я бы с радостью принес ее тебе, но человеческие жертвы, даже если это тысяча тельцов, не всегда угодны Богу. Чуть позже один из пророков от имени Бога скажет: «Милости хочу, а не жертв, и познания Бога более всесожжений» (см.: Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, Который,за спасение людей Он был распят на Кресте и пролил Свою бесценную Кровь, каждая капля которой, по слову преподобного Иустина (Поповича), драгоценнее всех миров со всем их содержанием а не по устроению духовному. По этой причине пророк Давид обращается к Богу: если бы Ты хотел хоть какую-то материальную жертву, я бы с радостью принес ее тебе, но человеческие жертвы, даже если это тысяча тельцов, не всегда угодны Богу. Чуть позже один из пророков от имени Бога скажет: «Милости хочу, а не жертв, и познания Бога более всесожжений» (см.: Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, Который ради спасения людейбыл распят на Кресте и пролитии Своей бесценной Крови, каждая капля которой, по слову преподобного Иустина (Поповича), дороже всех миров со всем их содержанием, а не по душевному расположению. По этой причине пророк Давид обращается к Богу: если бы Ты хотел хоть какую-то материальную жертву, я бы с радостью принес ее тебе, но человеческие жертвы, даже если это тысяча тельцов, не всегда угодны Богу. Чуть позже один из пророков от имени Бога скажет: «Милости хочу, а не жертв, и познания Бога более всесожжений» (см.: Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, Который ради спасения людейОн был распят в Кресте и пролитии Своей бесценной Крови, каждая капля которой, по словам преподобного Иустина (Поповича), дороже всех миров со всем их содержимым. Я бы с удовольствием принес, но человеческие жертвы, даже тысяча телят, не всегда угодны Богу. Чуть позже один из пророков от имени Бога скажет: «Милости хочу, а не жертв, и познания Бога более всесожжений» (см.: Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, распятого на Кресте за спасение людей и пролитие Его бесценной Крови, каждая капля которой, по словам Отк.Иустин (Попович), драгоценнее всех миров со всем их содержанием.Если бы ты хотел хоть какую-то материальную жертву, я бы с радостью принес ее тебе, но человеческие жертвы, даже тысяча телят, не всегда угодны Богу. Чуть позже один из пророков от имени Бога скажет: «Милости хочу, а не жертв, и познания Бога более всесожжений» (см.: Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, распятого на Кресте за спасение людей и пролитие Его бесценной Крови, каждая капля которой, по слову преподобного Иустина (Поповича), дороже всех миров со всем их содержимым и никакой жертвы,и познания Бога больше, чем всесожжений» (ср. Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, распятого на Кресте за спасение людей и пролитие Его бесценной Крови, каждая капля которой, по слову преподобного Иустина (Поповича), драгоценнее всех миров со всем их содержимым и не жертва, и познание Бога паче всесожжений» (ср. Осия 6:6). Более того, этот стих, по мнению святых отцов, пророческий: истинное освобождение человечества от грехов совершилось одной-единственной Жертвой: Жертвой Сына Божия, распятого за спасение людей на Кресте и проливая Свою бесценную Кровь,каждая капля которого, словами преподобного Иустина (Поповича), драгоценнее всех миров со всем их содержанием, драгоценнее всех миров со всем их содержанием, драгоценнее всех миров со всем их содержанием.
«Тогда угодны будут тебе жертва правды, хлебное приношение и всесожжение, и будут приносить тельцов на твой жертвенник». Что подразумевается под «жертвой правды»?
Этот стих продолжает мысль, сказанную чуть раньше. В вышеприведенных словах святой пророк Давид указывает на различие между истинной жертвой Богу и его подобием. По мнению святых отцов, именно милосердие, любовь, смирение и кротость являются истинной богоугодной жертвой Богу и в том случае, если человек окажется беднейшим из всех живущих на земле, всегда имеют чем-то пожертвовать Богу. Однако самая важная жертва Богу — это жертва истины св. Под «жертвой истины» Амвросий Медиоланский понимает Таинство Евхаристии как единственное Таинство, дающее человеку оправдание его грехов, и понятие «оправдание» здесь не имеет обычного смысла оправдания перед кем-либо,но признание нашей собственной справедливости, справедливости прежде всего перед Богом. И только такая жертва угодна Всевышнему, потому что только она меняет человека изнутри и делает его способным наследовать Царство Христово.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от скверны моей, и от греха моего очисти меня, омой меня, ибо беззакония мои сознаю, и грех мой всегда пред глазами моими.
Перед Тобой, Ты один, я согрешил и сделал зло в Твоих очах, чтобы Ты был праведен в Твоем суде и чист в Твоем суде.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, ты возлюбил истину того, что сокрыто в моем сердце, и показал, что твоя мудрость знает все, что во мне.
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и я стану белее снега.
Дай мне услышать радость и веселье, и возрадуются кости сокрушенные Тобою.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правды обнови во мне.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Святого Твоего от меня не отними.
Верни мне радость спасения Тобой и укрепи меня Господствующим Духом.
Я научу заблудших путям Твоим, и к Тебе обратятся согрешившие.
Избавь меня от доли крови моей, Боже, Боже спасения моего, и восхвалит язык мой правду Твою.
Бог!
Открой уста мои, и уста мои возвестят Твою хвалу:
Поскольку Ты не хочешь жертвы, я дал бы ее;
холокосты вас не устраивают.
Жертва Богу — сокрушенный дух;
сокрушенного и смиренного сердца не презришь, Боже.
Благослови, Господи, по Своему благоволению Сион;
воздвигни стены Иерусалиму: тогда будут приятны тебе жертвы оправдания, приношения и всесожжения; тогда они принесут тельцов на твой жертвенник.
Псалом 50: текст на церковно-славянском языке с ударениями
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих очисти беззаконие мое.
Прежде всего омой меня от моего беззакония и очисти меня от моего греха.
Ибо я знаю свое беззаконие, и мой грех предо мною удален.
Я согрешил против Тебя одного и сделал зло перед Тобой, как будто Ты оправдался в Твоих словах и победил, когда Ты судишь.
Вот, во грешниках зачат я, и во грехах родила меня мать моя.
Вот, ты возлюбил истину, ты открыл мне свою темную и тайную мудрость.
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и я стану белее снега.
Дай радость и веселье ушам моим, возрадуются кости смиренных.
Сокрой лицо Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прав обнови во чреве моем.
Не изгоняй меня из Твоего присутствия и не отнимай от меня Твоего Святого Духа.
Дай мне радость спасения Твоего и утверди меня Духом Вседержителем.
Я научу нечестивых Твоим путем, и нечестивые обратятся к Тебе.
Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, открой мои уста, и мои уста возвестят Твою хвалу.
Как если бы ты желал жертв, то дал бы их, но не благоволил к всесожжениям.
Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное, Бог не презрит.
Пожалуйста, Господи, по Твоей милости Сион, и да будут построены стены Иерусалима.
Тогда угодишь жертве праведности, великому приношению и всесожжению; тогда они принесут тельцов на твой жертвенник.
Чего просим у Бога первыми словами псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое?
Мы просим Бога простить наши грехи по Своей особой милости. Человек слаб, несовершенен и далек от святости. Нет людей без греха. Господь не дает нам спасения за наше совершенство и праведность. Бог спасает нас Своей милостью и любовью. От нас требуется только верить в его великую милость и соотносить наши дела с его волей. Мы должны быть достойны милости Господа.
Что значат слова: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну?
Эти слова означают, что мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые тревожат нашу совесть.
Что значат слова: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти?
Они означают, что мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, каким бы суровым ни был Его суд над нами.
Что значат слова: се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя?
С ними мы хотим вымолить у Бога прощение грехов, предъявляя нашу естественную склонность ко греху.
Псалом 50: текст молитвы на русском
Текст молитвы Псалом 50 на русском языке: современный перевод
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня,
потому что я знаю свое беззаконие, и мой грех всегда предо мною.
Ты, ты один, согрешил и сделал зло в глазах твоих, чтобы быть праведным в суждении твоем и чистым в суждении твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, ты возлюбил истину в сердце твоем и во мне показал мне твою мудрость.
Окропи меня иссопом, и я буду чист; омой меня, и я стану белее снега.
Дай мне услышать радость и веселье, и возрадуются кости сокрушенные Тобою.
Сокрой лицо Твое от грехов моих и сотри все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови во мне.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Святого Твоего от меня не отними.
Возврати мне радость твоего спасения и укрепи меня правящим Духом.
Я научу беззаконников твоим путям, и нечестивые обратятся к тебе.
Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего, и восхвалит язык мой правду Твою.
Бог! открой уста мои, и уста мои возвестят Твою хвалу:
поскольку Ты не хочешь жертвы, я дал бы ее; Вам не нравится холокост.
Жертва Богу — сокрушенный дух; сокрушенного и смиренного сердца не презришь, Боже.
Благослови, Господь, по Твоему благоволению Сион; воздвигни стены Иерусалима:
тогда благоугодны будут вам жертвы правды, приношения и всесожжения; тогда они принесут тельцов на твой жертвенник.
Текст молитвы Псалом 50 с ударениями
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству милостей Твоих очисти беззаконие мое.
Прежде всего омой меня от моего беззакония и очисти меня от моего греха.
Ибо я знаю свое беззаконие, и мой грех предо мною удален.
Я согрешил против Тебя одного и сделал зло перед Тобой, как будто Ты оправдался в Твоих словах и победил, когда Ты судишь.
Вот, во грешниках зачат я, и во грехах родила меня мать моя.
Вот, ты возлюбил истину, ты открыл мне свою темную и тайную мудрость.
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и я стану белее снега.
Дай радость и веселье ушам моим, возрадуются кости смиренных.
Сокрой лицо Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух прав обнови во чреве моем.
Не изгоняй меня из Твоего присутствия и не отнимай от меня Твоего Святого Духа.
Дай мне радость спасения Твоего и утверди меня Духом Вседержителем.
Я научу нечестивых Твоим путем, и нечестивые обратятся к Тебе.
Избавь меня от крови, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, открой мои уста, и мои уста возвестят Твою хвалу.
Как будто вы хотели жертв, вы бы плохо их дали, вы не жалуете всесожжений.
Жертва Богу – дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное, Бог не презрит.
Пожалуйста, Господи, по Твоей милости Сион, и да будут построены стены Иерусалима.
тогда угодны будут тебе жертва правды, высокое приношение и всесожжение; тогда они принесут тельцов на твой жертвенник.
Как правильно читать псалом?
Псалтирь – это молитвенник, который церковь призывает верующих постоянно читать, как и Евангелие. Для постоянного чтения псалмов дома рекомендуется получить благословение священника.
Чтение Псалтири начинается с вступительных молитв:
- обращение к Богу (трижды);
- «Святой Дух»;
- «Трисвятое»;
- «Святая Троица»;
- «Господи, помилуй» (трижды);
- прославление Отца, Сына и Святого Духа;
- «Наш отец»;
- тропарь;
- «Господи, помилуй» (40 раз).
По окончании призывов к молитве читается псалом 50. Можно зажечь свечу перед иконостасом дома. Желательно, чтобы во время молитв никто не отвлекал верующего, чтобы сохранить мысленный настрой на общение с Богом.
Когда читать и в чем помогает псалом 50?
Псалтирь – это собрание посланий, наполненных мудростью и переживаниями человека по поводу его взаимоотношений со Всевышним.
Текст регулярно читается во время утренней и вечерней молитвы.
Служба проходит на старославянском языке, но современный перевод более понятен. Поэтому дома допустимо прочитать предложение на русском языке.
Рекомендуется обращаться к тексту в таких ситуациях:
- в период сожаления и печали;
- с тяжестью совести собственных грехов;
- перед таинством Причастия;
- успокоить душу;
- в вечернем молебне, чтобы очиститься от грехов, совершенных в течение дня.