- История таинства
- Важность причастия в православии
- Причастие в современном мире
- Тексты благодарственных молитв после причастия на русском языке
- Благода́рственная моли́тва, 1‑я
- Моли́тва 2‑я, святого Васи́лия Великого
- Моли́тва 3‑я, прп. Симео́на Метафра́ста
- Моли́тва 4‑я
- Моли́тва 5‑я, ко Пресвято́й Богоро́дице
- Благодарение Иоанну Златоустому
- Тропа́рь свт. Иоа́нну Златоу́стому, гла́с 8‑й
- Конда́к, гла́с 6‑й
- Благодарение Василию Великому
- Тропарь, глас 1
- Тропа́рь св. Григо́рию Двоеслову, гла́с 4‑й
- Молитва ко Пресвятой Троице
- Молитва Господня
- Правила прочтения молитв
- Особенности чтения
- Чем обоснована очередность чтения?
- Как вести себя после Причастия?
История таинства
Чтобы осознать и понять важность таинства, необходимо вернуться к истории, восходящей к тому времени, когда сын Господень был на земле. Таинство начинается с Тайной вечери. Именно в эту ночь Христос, кушая в кругу своих учеников, дал им хлеб и вино. Считается, что хлеб символизирует плоть Иисуса, а вино — его кровь.
В те трудные времена вера была под запретом, а люди, проповедовавшие христианство, были нарушителями закона. Правители всячески стремились признать языческую веру единственно истинной. Это связано с тем, что поклонение языческим богам предполагало полное подчинение монарху. Как правило, правители страны не отличались милосердием, многие ненавидели его, но не решались свергнуть, опасаясь наказания богов.
Христианская вера проповедовала противоположные идеалы, поэтому императоры, привыкшие к бесчинствам, не хотели ее признавать. После распятия Христа ученики продолжали славить и служить Ему, сталкиваясь с серьезными трудностями, не связанными с преследованием властей. Они беспокоились, что не смогут найти способ почтить память умершего учителя, потому что:
- выступать на публике было запрещено;
- запрещалось строить церкви;
- не могло быть и речи о публикации христианской религиозной литературы;
- хранить карты было крайне проблематично.
Именно тогда ученики, помня слова, сказанные мастером на Тайной вечере, стали чтить его Святым Причастием. Постепенно священники осознали эту традицию и, несмотря на запрет, продолжали прославлять Христа. Однако они не могли проводить церковные службы, так как солдаты правителя пристально следили за всеми, кто подозревался в служении Иисусу.
Жрецы совершали таинство под покровом ночи, что надежно защищало их от глаз врагов. Даже находясь в тюрьме, арестованные священники не переставали причащаться, показывая, насколько сильна их вера .
Важность причастия в православии
Значение таинства для православного человека несравненно выше любого другого церковного обряда. Это самая суть Православия, момент физического соединения с Богом. Первую Евхаристию совершил Сам Иисус Христос для своих учеников во время Тайной вечери в Великий Четверг. Он дал им отведать хлеба и вина, сказав, что это его плоть и кровь, и приказал им продолжать эту традицию. Это событие описано в Евангелии. Причащение тела и крови Господа служит напоминанием всем христианам о жертве, принесенной Спасителем. Через Евхаристию Иисус установил Новый Завет на земле, отменив кровавые жертвы Ветхого Завета.
Важно! Таинство Причащения нельзя воспринимать просто как напоминание о событии, которое произошло на Тайной вечере.
Так же, как наше физическое тело нуждается в пище, наша душа нуждается в Причастии. Разумом понять суть этого Таинства сложно, это надо чувствовать. Пройти через душу Во время причащения наше тело получает под видом хлеба и вина не физическую пищу, а духовную. Человек впускает в себя частичку Бога. Он осознает связь между Господом и его творением. Это становится путем духовного спасения.
Чтобы понять важность Причащения, мы можем провести следующую аналогию. Человек во плоти рождается только один раз, но чтобы остаться в живых, на протяжении всей жизни он должен питать свою плоть пищей. Крещение тоже бывает один раз, но причащаться надо на протяжении всей жизни, чтобы душа не голодала и не черствела.
В православии тело и кровь Господа не символика. Через руки священников, совершающих Евхаристию, Сам Бог превращает хлеб и вино в Свою чистую кровь и плоть. И только так, через Причастие, истинный христианин может обрести спасение и жизнь вечную. Мы должны быть благодарны Господу Богу за такую возможность. Однако тем, кто не верит, что вкушает истинное тело и кровь Господа, лучше не приближаться к святой чаше.
Причастие в современном мире
Как только эта традиция укрепилась, люди начали возносить благодарственные молитвы за Святое Причастие. Истинные верующие христиане до сих пор чтут эту традицию. Раньше люди причащались иногда в местах, совсем для этого не предназначенных. Сегодня все изменилось. Таинство совершается исключительно в стенах храмов, за исключением случаев, когда необходимо причастить неизлечимо больного в больнице или на дому. Литургия – это не воспоминание о прошедших событиях, это продолжение Тайной вечери.
В этом случае священник является орудием Господа. Точно повторяет слова, сказанные Христом во время Тайной вечери. Именно через клирика Иисус действует во время литургии .
Тексты благодарственных молитв после причастия на русском языке
Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!
Благода́рственная моли́тва, 1‑я
Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, как грешного, но сделал меня соучастником Твоих святынь. Благодарю Тебя, ибо я недостоин причаститься Твоим Пречистым и Небесным Дарам. Но, о Господи, Человеколюбец, за нас умер и воскрес, и даровал нам сии страшные и животворящие Таинства на доброе дело и освящение душ и тел наших, даруй мне и да будет это во исцеление души и телесно, всех ближних отдалить, просветив мир силы моей духовной, в вере без стыда, в любви без лицемерия, в исполнении премудрости, в соблюдении заповедей Твоих, в применении Твоей Божественной Милости и присвоении Ваше Королевство; Да, мы стоим в Твоей святости, я всегда помню Твою благодать, и я живу не для себя, а для Тебя,наш Господь и Благодетель; И так из этой жизни, придя на надежде вечной утробы, обрету вечный покой, хотя партию голосов непрестанных, и бесконечную сладость, видя Твой лик, неизреченную благость. Ты истинное томление и неизреченная радость любящих Тебя, Христе Боже, и Тебе во веки поет вся тварь. Аминь.
Перевод: Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешного, но соизволил причаститься Твоих святынь. Благодарю Тебя, что Ты удостоил меня, недостойного, причаститься Твоих чистейших и небесных даров. Но, Господи Человеколюбец, за нас умерший и воскресший, и подавший нам сии страшные и животворящие Таинства на доброе дело и освящение душ и телес наших, сотвори их и мне, для исцеления души и тела, для отражения всякого врага, для просвещения, очей сердца моего, в мире силы моей духовной, в твердой вере, в искренней любви, в исполнении мудрости, в соблюдении заповедей Твоих, в умножении Твоя божественная благодать и обретение Твоего Царства, которое, сохраненное ими в твоем освящении,Я всегда помнил Твое милосердие и жил уже не для себя, а для Тебя, Господа нашего и Благодетеля. И вот, оставив эту жизнь с надеждой на жизнь вечную, я прибыл в место вечного упокоения, где непрестанный голос празднующих и бесконечный восторг созерцающих неизреченную красоту лица Твоего. Потому что Ты истинная цель подвига и неизреченная радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и вся тварь хвалит Тебя во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь.где непрестанный голос празднующих и бесконечный восторг взирающих на невыразимую красоту лица Твоего. Потому что Ты истинная цель подвига и неизреченная радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и вся тварь хвалит Тебя во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь.где непрестанный голос празднующих и бесконечный восторг взирающих на невыразимую красоту лица Твоего. Потому что Ты истинная цель подвига и неизреченная радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и вся тварь хвалит Тебя во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь.
Моли́тва 2‑я, святого Васи́лия Великого
Господи Христе Боже, Царь веков и Творец всего, благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причастие Пречистых и Живительных Твоих Таинств. Умоляю Тебя, о Благий и Человеколюбец: сохрани меня под Твоим кровом и под Твоим пологом; и даруй мне с чистой совестью до последнего дыхания моего достойного причащаться святынь Твоих, во оставление грехов и в жизнь вечную. Ты хлеб животный, источник святых, податель благ, и славу Тебе посылаем, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Господи Христе Боже, Царь веков и Творец всего мира! Благодарю Тебя за все дарованные мне блага и за причащение Твоих пречистых и животворящих Таинств. Умоляю Тебя, Благий и Человеколюбец, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыл Твоих, и даруй мне с чистой совестью, до последнего вздоха, достойного участия в Твоих святынях для прощения грехов и жизни вечной. Яко Ты еси Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебя славим со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Моли́тва 3‑я, прп. Симео́на Метафра́ста
Давая пищу плоти моей по воле Твоей, огонь сей и недостойных паляй, но не сожги меня, спутницу мою; более того, входит в грудь мою, во всем составе, в утробу, в сердце. Шипы всех моих грехов упали. Очисти свою душу, освяти свои мысли. Подтвердите композиции с костями вместе. Зажги чувства простой пятерки. Просто пригвозди меня к Твоему страху. Всегда покрывай меня, храни меня и храни меня от всякого дела и слова души. Очисти меня, омой меня и укрась меня; оплодотвори меня, просвети меня и просвети меня. Покажи мне Свою деревню единого Духа, а не чью-либо деревню греха. Да, как дом твой, вход причащения, как огонь, всякий злодей, всякая страсть бежит от меня. Приношу Тебе молитвенники всех святых, да служителей бестелесных, Твоих Предтеч, мудрых Апостолов, Сему одному,Твоя чистая и непорочная Матерь, и милостиво прими мольбы Ее, Христе мой, и соделай раба Твоего чадом света. Ты освящение и один из нас, Благословенные души и легкость; и прекрасно, как Ты, как Бог и Владыка, мы посылаем всю славу весь день.
Что ты накормил меня Своей плотью, Ты огонь, сжигающий недостойных! Не жги меня, Создатель мой, лучше войди в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги шипы всех грехов моих. Душу очисти, помыслы освяти, колени костями вместе укрепи, освети пять главных чувств, страхом пред Тобою пригвозди меня всю. Защити меня всегда, защити меня и защити от всякого пагубного для души поступка и слова. Очисти меня, омой меня и исправь меня; обожай меня, вразумляй меня и просвещай меня. Яви меня, как обитель твою, единого Духа, а не обитель греха, дабы всякий злодей, всякая страсть бежали от меня после причащения, как от дома твоего, как от огня. В заступники за себя представляю вам всех святых, вождей бестелесных воинств,Твоя Предшественница, мудрые Апостолы, а над ними — Твоя чистая и непорочная Мать. Молитвы их прими, Христе мой милостивый, и сотвори из раба Твоего чадо света. Ибо Ты, Единый Благий, есть освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как и подобает Богу и Владыке, все мы посылаем Тебе славу каждый день.
Моли́тва 4‑я
Святое Твое Тело, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, да будет с нами во жизнь вечную, и Честная Твоя Кровь во оставление грехов: да будет сие благодарение мне в радости, здравии и веселии; в страшном и втором пришествии Твоем даруй мне, грешному, быть одесную славы Твоей, молитвами Пренепорочной Твоей Матери и всех святых.
Твое Святое Тело, Господи Иисусе Христе Боже наш, буди мне вечную жизнь, и Твоя драгоценная Кровь во оставление грехов. Пусть это благодарение будет для меня радостью, здоровьем и счастьем. В страшном и втором пришествии Твоем удостой меня, грешного, оправдать славу Твою, предстательством Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Моли́тва 5‑я, ко Пресвято́й Богоро́дице
Пресвятая Владычица Богородица, свет моей помраченной души, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя, благодарю Тебя, яко даровал Ты мне недостойному, причастнику бытия Пречистого Тела и Твоего Честного Сына Крови. Но рождая истинный Свет, освети мои лукавые очи сердца; Роди Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом; Я Боже милостивый, сострадательная Мати, помилуй мя, и даруй ми умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в помыслах моих, и умоление в плену помыслов моих; и даруй мне до последнего дыхания моего принять без осуждения Пречистые Таинства освящения, для исцеления души и тела. И дай мне слезы покаяния и исповедания, пока я пою Тебе и славлю Тебя во все дни жизни моей,потому что Ты благословен и прославлен во веки веков. Аминь.
Пресвятая Владычица Богородица, свет моей помраченной души, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты даровал мне, недостойному, быть частью Пречистого Тела и Драгоценной Крови Твоего Сына. Но, да родила ты Свет истинный, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Роди, оживи меня, умерщвленного грехом. Милостивый Боже, милостивая любвеобильная Матерь, помилуй меня и подай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призыв к добрым помыслам, когда ум мой пленен. И удостой меня до последнего дыхания моего, не в проклятии, принять святилище Пречистых Таин для исцеления души и тела. И дай мне слезы покаяния и благодарности,дабы петь Тебе и славить Тебя во все дни жизни моей, потому что Ты благословен и прославлен во веки веков. Аминь.
Теперь отпусти раба твоего, господин, по слову твоему, с миром; Как видели очи мои спасение твое, уготовал ты пред лицем всех народов свет для откровения языков и славы народа твоего, Израиля.
Ныне отпусти раба Твоего, Господи, по слову Твоему, с миром, потому что видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред всеми народами: свет явить язычникам и славу народу Твоему Израилю.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Три раза и три дуги) (2)
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Святая Троица, помилуй нас; Господи, очисти наши грехи; Господи, прости наши беззакония; Святый, посети нас и исцели болезни наши, ради имени Твоего.
Святая Троица, помилуй нас; Господи, очисти наши грехи; Господи, прости наши беззакония; Святый, посети нас и исцели болезни наши, ради имени Твоего.
Господи, помилуй. (Три раза)
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Отец наш, ты на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, как на небе и на земле. Дай нам сегодня наш хлеб насущный; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Отче наш, сущий на небесах! Да будет свято имя твое; да придет царство твое; Да будет воля Твоя на земле, как на небе; Дай нам сегодня наш хлеб насущный; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Благодарение Иоанну Златоустому
Тропа́рь свт. Иоа́нну Златоу́стому, гла́с 8‑й
Твои уста, яко зарево огня, благодатью воссияв, вселенную озаряет: не сребролюбие, сокровище мира, показывая нам высоту смирения, но наказывая нас своими словами, отче Хуан Крисостомо, молись Словами Христос Боже наш, да спасутся души наши.
Благодать, сияющая, как факел огня, из твоих уст, осветила вселенную; ты собрал сокровище для мира нестяжания, ты показал нам высоту смирения. Но наставляя нас своими словами, отче Хуан Крисостомо, моли Слово, Христа Бога, о спасении наших душ.
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу.
Конда́к, гла́с 6‑й
Божественную благодать с небес приял еси и устами твоими всех учишь преклоняться в Троице пред Единым Богом, Иоанном Златоустом, блаженным, преподобным, похвальным для тебя: ты наставник, яко божественное явление.
Божественную благодать с небес приял еси и устами Твоими всех учишь поклоняться Единому Богу в Троице, Иоанне Златоусте, блаженный, преподобне, сподобляем тя с достоинством: яко еси наставник наш, божественное разъясняющий.
И ныне, и всегда, и во веки веков, аминь.
Ходатайство христиан бесстыдное, предстательство перед Творцом непреложное, не презри гласа греховных молитв, но предвари, яко Благо, на помощь нам, верно призывающим Тебя: поспеши на молитву и поспеши молению, заступничеству всегда, Богородице.
Защита христиан надежна, заступничество перед Творцом непреложно! Не презри молящихся гласов грешных, но прииди скорей, яко Благий, на помощь нам, с верою вопием Тебе: «Поспеши с предстательством и поспеши молитвою, Матерь Божия, всегда защищающая почитающих Тебя!”
Благодарение Василию Великому
Тропарь, глас 1
Ваше распространение распространилось по всей земле, как будто вы получили свое слово и научили его божественно.
Тропа́рь св. Григо́рию Двоеслову, гла́с 4‑й
И божественную благодать от Бога приимаем на вышних, славный Григорий, и крепостью укрепляем еси, евангельски шествовать сподобишася, от Христа воздаяние по делам приял еси всеблаженныя: испроси у Него спасти души наша.
Получив божественную благодать свыше, славный Григорий, от Бога, и укрепившись силою его, возжелал еси идти путем евангельским, — посему, блаженный, получил ты от Христа награду за труды свои — проси его спасти наши жизни, души.
Слава Отцу, Сыну и Святому Духу.
Молитва ко Пресвятой Троице
Святая Троица, помилуй нас. Господи, очисти наши грехи. Господи, прости наши прегрешения. Святый, посети нас и исцели болезни наши, ради имени Твоего.
Господи, помилуй. (Три раза)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, сущий на небесах! Да будет свято имя твое; да придет царство твое; Да будет воля Твоя на земле, как на небе. Дай нам хлеб насущный на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
И читаются тропари и кондаки тому святому, по чину которого совершалась литургия.
Правила прочтения молитв
Благодарственные молитвы включают 5 отдельных текстов:
- Благодарение: произносится в знак благодарности Богу за то, что он принял христиан как привитую ветвь для своего народа, несмотря на их греховность. Тут же читается прошение об исцелении телесном и духовном, а также о защите от всех врагов. Важным моментом является также просьба об укреплении веры христианина.
Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешного, но соизволил причаститься Твоих святынь. Благодарю Тебя, что Ты удостоил меня, недостойного, причаститься Твоих чистейших и небесных даров.
Но, Господи Человеколюбец, за нас умерший и воскресший, и подавший нам сии страшные и животворящие Таинства на доброе дело и освящение душ и телес наших, сотвори их и мне, для исцеления души и тела, для отражения всякого врага, для просвещения, очей сердца моего, в мире силы моей духовной, в твердой вере, в искренней любви, в исполнении мудрости, в соблюдении заповедей Твоих, в умножении Твоя божественная благодать и обретение Твоего Царства.
Дабы, сохраняемый ими в Твоем освящении, я мог всегда помнить Твое милосердие и жить уже не для себя, но для Тебя, нашего Господа и Благодетеля. И вот, оставив эту жизнь с надеждой на жизнь вечную, я прибыл в место вечного упокоения, где непрестанный голос празднующих и бесконечный восторг созерцающих неизреченную красоту лица Твоего.
Ибо Ты истинная цель стараний и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и вся тварь поет Тебе во веки веков. Аминь.
- После причастия священник читает благодарственную молитву Богу за всех прихожан
Текст во имя Василия Великого — в нем также содержится благодарность Господу за то, что Он наделяет верующего верой и дает ему возможность приходить и совершать Таинства с чистой душой, которая очищается Духом Бога. Также воспеваются все дары, данные Господом человеку.
Господи Христе Боже, Царь веков и Творец всего мира! Благодарю Тебя за все дарованные мне блага и за причащение Твоих пречистых и животворящих Таинств. Умоляю Тебя, Благий и Человеколюбец, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыл Твоих, и даруй мне с чистой совестью, до последнего вздоха, достойного участия в Твоих святынях для прощения грехов и жизни вечной.
Яко Ты еси Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебя славим со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молебен Симеона Метафраста: В своей молитве он сравнивает Господа с огнем, который может и очистить, и сжечь грешника. Поэтому в тексте есть просьба об очищении от греха и благодарение за эту милость;
Кто добровольно дал мне вкушать Свою плоть, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не жги меня, Создатель мой, смотри лучше в части тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги шипы всех моих грехов. Душу очисти, помыслы освяти, колени костями вместе укрепи, освети пять главных чувств, страхом пред Тобою пригвозди меня всю.
Защити меня всегда, защити меня и защити меня от всех пагубных для души дел и слов. Очисти меня, омой меня и создай меня, укрась меня, вразуми меня и просвети меня. Яви меня, как обитель твою, единого Духа, а не обитель греха, дабы всякий злодей, всякая страсть бежали от меня после причащения, как от дома твоего, как от огня. Предстательницами моими представляю Тебе всех святых, Вождей бестелесных воинств, Твоих Предтеч, мудрых Апостолов, а над ними Твою чистую и непорочную Матерь.
Молитвы их прими, Христе мой милосердный, и чадом света сотвори раба Твоего. Ибо Ты, Единый Благий, есть освящение и сияние душ наших, и Тебе, как и подобает Богу и Владыке, мы все славу каждый день возносим.
Причастие – таинство души верующего
Прошение ко Христу — этот канон обращен к Иисусу, и в нем человек благодарит Сына Божия за Его Кровь, пролитую на кресте человеком;
Твое Святое Тело, Господи Иисусе Христе Боже наш, буди мне вечную жизнь, и Твоя драгоценная Кровь во оставление грехов. Пусть это благодарение будет для меня радостью, здоровьем и счастьем. В страшном и втором пришествии Твоем удостой меня, грешного, оправдать славу Твою, предстательством Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Прошение к Богородице – это своеобразный канон чистоты и справедливости, который читается через заступничество Богородицы человеком перед Творцом.
Пресвятая Владычица Богородица, свет моей помраченной души, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты даровал мне, недостойному, быть частью Пречистого Тела и Драгоценной Крови Твоего Сына.
Но, да родила ты Свет истинный, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Роди, оживи меня, умерщвленного грехом. Милостивый Боже, милостивая любвеобильная Матерь, помилуй меня и подай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призыв к добрым помыслам, когда ум мой пленен.
И удостой меня до последнего дыхания моего, не в проклятии, принять святилище Пречистых Таин для исцеления души и тела. И дай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я мог петь Тебе и славить Тебя во все дни жизни моей, потому что Ты благословен и прославлен во веки веков. Аминь, твой слуга.
Ибо Ты, Единый Благий, есть освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как и подобает Богу и Владыке, все мы посылаем Тебе славу каждый день.
Особенности чтения
Причащение восходит на Тайной вечере, которая предшествовала казни Христа. В этой встрече Спасителя со своими учениками им было сказано о необходимости, употребляя хлеб и вино, как тело и кровь Христа, причащаться (соединяться) с Ним духовно и следовать Его заповедям.
Благодарственные молитвы после причастия обычно читаются священником в храме, наполняя каждое слово искренностью и горячей верой. Звучат они по-церковнославянски, но дома их можно читать и по-русски для лучшего понимания.
Чтение благодарственных молитв после причастия наполняет душу радостью и умиротворением и позволяет отблагодарить Всевышнего за всю оказанную помощь. Иногда ее провозглашение переносится на бытовые условия. Это можно сделать, главное, чтобы никто не мешал ее чтению. Молитвы нужно читать дома перед образом Господа нашего в определенной последовательности.
Чем обоснована очередность чтения?
Чтение предложений в определенной последовательности не случайно. Такое построение порядка произнесения благодарственных молитв позволяет очиститься от грехов, а также позволяет четко и правильно сформулировать свою благодарность Высшим Силам.
Как вести себя после Причастия?
Как вести себя после обряда Причащения, как сохранить полученную благодать, как использовать дар во благо и обогащение Божие.
Судя по духовному и житейскому опыту, иногда легче получить, чем сохранить то, что уже имеешь. Если речь идет о подарке свыше, то получателю очень сложно правильно использовать такой подарок. При неправильном использовании добро может превратиться во зло, когда дарами Господа пренебрегают.
Одним из ярких примеров этого является история Израиля. Обратной стороной Дара Света при недостойном выборе являются сильные удары жизни, даже в писаниях о Евхаристии говорится о смертях и тяжелых недугах, недостойных причащения.
Именно поэтому важно не только правильно подготовиться к обряду причастия, но и правильно вести себя после получения блага.
Первый вопрос, который буквально лежит на поверхности: можно ли в день Причастия вместо вечерней молитвы о покаянии и умилении читать с благодарностью вечернюю молитву после Причастия? Не только просить милостыни у Господа, но просить, «чтобы Он вошел в тело и душу, кости и суставы, чтобы прости все грехи». Эти слова очень сильные и имеют особое значение, многократное повторение таких простых слов в день причастия умножит благодарность Господу в душе верующего, приведет к целомудрию и желанию причащаться как можно чаще.
Святитель Иоанн после литургии много раз останавливался у алтаря, где читал Евангелие, заказывал священные четки, неустанно молился и даже с усилием отдавался своему мирскому делу, поэтому не хотел покидать священный алтарь. Урок настолько своеобразный, что современный ритм жизни, мирская загруженность работой и озабоченность проблемами мешают сосредоточиться на вере.
После обряда причастия следует постараться не торопиться с рутинными делами, помолчать, очистить мысли и отдаться божественному чтению.
Точных утверждений нет, но одному из оптинских старцев, вероятно, Варсонофию, в день совершения чина причастия полезно читать писания Иоанна Богослова. В том смысле, что эти тексты поставят верующего в постижение тайн Господних. Но это скорее не совет, а набросок общих очертаний правил, что в день причащения следует уделять максимум времени изучению слова Господня и праведным делам.
После того, как христианин прикоснулся к Таинству Причащения, и в его сердце есть уголок Божий, невидимые силы зла, овладевшие им, отступают. Всякое зло и все греховные страсти бегут от причащающегося.
Но и злые стороны не дремлют. Они стараются всей своей хитростью и коварством столкнуть верующего в бездну всевозможных житейских забот, низвести причащающегося в бездну невежества, забывчивости, трусости, окаменения и бесчувствия. А иногда, по неосторожности сил человеческого зла, это вполне возможно. Мы должны научиться использовать таинство как победоносное оружие, ниспосланное свыше, соединиться со Спасителем и не погружаться в безудержный грех и смятение, царящие повсюду.
Важно понять и почувствовать богатство даров, которые нам даются при общении, по этим мыслям Святые будут судить мир. И у нас будет ровно столько, сколько мы накопили веры и праведности при жизни, и в страшный судный час именно по этим фактам и будет вынесен приговор.
И помните, иногда не нужно ничего ожидать, нужно научиться этим пользоваться и ценить все то, что у нас уже есть. И в этой ситуации речь идет о достойном хранении благоговейного общения с Господом.