- Глава 5
- Благословенные люди (3-12)
- Вы – соль для Страны (13-16)
- Не нарушить, но исполнить (17-20)
- Не убивай(21-26)
- Не прелюбодействуй (27-30)
- Блаж. Иероним Стридонский
- Блаж. Феофилакт Болгарский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Вениамин (Милов)
- Лопухин А.П.
- Прп. Анастасий Синаит
- Еп. Михаил (Лузин)
- Прп. Антоний Великий
- Свт. Иоанн Златоуст
- О Разводе (31,32)
- Прелюбодеяние
- Безнравственность в браке
- Недействительный брак
- О клятве (33-37)
- Свт. Григорий Богослов
- Стихи 1-11
- Стихи 13-20
- Стихи 21-48
Глава 5
Увидев народ, он взошел на гору; и когда он сел, подошли к нему ученики его.
И, отверзши уста, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они получат утешение.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие справедливости, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены детьми Божиими.
Блаженны терпящие гонения за правду, потому что их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески несправедливо злословить из-за меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Ты соль земли. Но если соль потеряет свою силу, как вы сделаете ее соленой? Оно уже ни на что не годится, кроме как быть брошенным и растоптанным людьми.
Ты свет мира. Город на вершине горы не может быть скрыт.
И зажегши свечу, ставят ее не под горшок, а на подсвечник, и она дает свет всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота и ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из этих самых малых заповедей и таким образом научит людей, тот малейшим наречется в Царствии Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если ваша справедливость не превзойдет справедливости книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное.
Вы слышали, что говорили древние: не убивай; кто убивает, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рак»*, подлежит синедриону**; и всякий, кто говорит «сумасшедший», подлежит адскому огню.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, а потом приди и принеси дар твой.
Поскорее примирись с противником твоим, пока ты еще в пути с ним, чтобы противник не предал тебя судье, а судья не отдал тебя рабу, и не заключил тебя в темницу; 26Истинно говорю вам, вы не выйдете оттуда, пока не заплатите все до цента.
Вы слышали, что говорили древние: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, вырви его и брось от себя, потому что лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели чтобы все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось прочь, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Также сказано, что если мужчина разводится с женой, пусть она дает ему развод.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины блуда, тот дает ему повод прелюбодействовать; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
Вы также слышали, что было сказано древними: не нарушай клятвы твоей, но исполняй клятвы твои пред Господом.
А Я говорю вам: ни в чем не клянитесь: даже небом, потому что оно престол Божий; 35 ни земли, ибо она подножие ног Его; ни Иерусалим, потому что это город великого Царя; 36 Не клянись своей головой, потому что ты не можешь ни одного волоса сделать черным или белым.
Но будь твоим словом: да, да; зануда; и более того, это от лукавого.
Вы слышали, как говорят: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противьтесь злу. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую; 40И кто захочет судиться с тобой и взять твою рубашку, отдай ему и твою рубашку. 41 И кто принуждает вас бежать с ним один забег, бегите с ним два забега.
Просящему у тебя дай, и хотящему занять у тебя не отворачивайся.
Вы слышали, что было сказано: люби ближнего и ненавидь врага.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, потому что Он повелевает своему солнцу восходить над злыми и добрыми и лить дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари *** ?
И если вы приветствуете только своих братьев, что особенного делаете? ¿Разве язычники не делают то же самое?
Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Благословенные люди (3-12)
3 «Блаженны нищие духом! Потому что им принадлежит Царство Небесное».
4 «Блаженны плачущие! ибо они будут утешены».
5 «Блаженны кроткие! Потому что они унаследуют страну».
6 «Блаженны жаждущие справедливости и желающие утолить ее! Потому что они утоляют и жажду, и голод».
7 «Блаженны милующие! Потому что они будут помилованы».
8 «Блаженны чистые сердцем! Потому что они увидят Иегову».
9 «Блаженны миролюбивые! ибо они будут называться сыновьями Элохим».
10 «Блаженны преследуемые за справедливость! Потому что им принадлежит Царство Небесное».
11 «Блаженны вы, когда люди оскорбляют вас и преследуют вас и говорят о вас всякую злую ложь за то, что вы следуете за мной!
12 Радуйтесь, радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах; преследовали и пророков, бывших до вас».
Благословение – это благословение, дарованное Всевышним в жизни человека. Это в первую очередь духовное благо, когда человек доволен своей судьбой и благодарен Всевышнему. Точно так же и с материальными и финансовыми благами. Поэтому, когда Иисус Навин называет некоторых людей блаженными, он имеет в виду прежде всего их духовное удовлетворение.
Нищий духом – это человек, считающий себя, подобно Аврааму, прахом и пеплом перед Всевышним (Бытие 18-27). Богатый духом гордый и надменный человек.
Горюющие люди разные: причины горюют разные. В этом стихе речь идет о тех, кто сетует на заповеди Торы, кто соблюдает и страдает за нее. Например, они не могут украсть, даже если дома нечего есть и т.д.
Кроткий: характеризуется сладостью, нежно-покорным, смиренным. Сам Иешуа был кроток, как он сам сказал:
Жадные до справедливости — те, кто хочет жить строго по заповедям Торы. Праведность человека определяется его делами, основанными на правильных побуждениях. Неправильный мотив — показная справедливость, правильный мотив — подлинная справедливость, когда человек верит в обетования Всевышнего и повинуется Его заповедям, зная, что это угодно Ему и что Он наградит его наградой: вечной жизнью.
Верующий осознает важность этих слов и стремится вести праведную жизнь, чтобы получить благословение и в этой жизни, и в жизни грядущей. Злые не верят этим словам и живут по своим желаниям.
Проявляйте милосердие — милосердие, это доброе и человеколюбивое отношение к тем, кто даже не заслуживает такого отношения. Милосердие – одна из составляющих Торы. Иегошуа осудил перушей, потому что своим показным благочестием они выкорчевывали основные составляющие Торы в учении Всевышнего:
Чисто сердцем: сердце человека порочно, но для этого и дана Тора, чтобы человек через нее познал, что такое грех, и, убоявшись Иеговы, смог уберечь свое сердце от беззакония, соблюдая заповеди.
Те, кто создает мир, буквально те, кто его создает, там, где он рушится. Мир основан на любви. Весь мир был создан в гармонии, потому что, возможно, он был создан Любовью, Иегова есть любовь. Тора приносит любовь. Тора — это любовь к Иегове и любовь к ближнему через соблюдение его заповедей. Мир не может быть сохранен, сотворен иначе, как через соблюдение Торы. Нарушение Торы подразумевает разрыв отношений со Всевышним и с ближним. Нарушение Адамом заповеди привело к катастрофе для всего творения.
Преследуется за стремление к праведности: праведность достигается соблюдением заповедей Торы. В этом мире нет другой справедливости. Не путайте два разных понятия: искупление и справедливость. Левитское священство было разделено на искупление и справедливость. Искупление совершалось ежегодно в Йом-Кипур. Это искупление каждый год напоминало человеку, что он находится под проклятием смерти. Однако даже в такой ситуации человек должен был жить праведно: соблюдать заповеди Торы, чтобы получить благословение в этой жизни и в вечности. Когда Мессия пришел со своим совершенным Священством, он искупил нас от проклятия смерти, однако он не освободил нас от соблюдения заповедей, определяющих нашу праведность.
Поэтому преследуемые за стремление к праведности – это люди, преследуемые за соблюдение заповедей Торы. За это Йоханан Погружающий был обезглавлен, а многие святые были убиты от рук нечестивцев за соблюдение Торы. В христианстве на протяжении веков истории было казнено и замучено до смерти множество людей, желающих соблюдать заповеди Торы. Их обвинили в ереси.
Вы – соль для Страны (13-16)
13 «Ты соль Родины. Но если соль станет безвкусной, как сделать ее снова соленой? Он уже ни на что не годится, остается только бросить его к ногам народа.
14 Ты свет миру. Вы не можете скрыть город, построенный на вершине холма.
15 Так и светильник, когда зажигают, не накрывают чашей, а ставят на подсвечник, чтобы светить всем в доме.
16 Так да светит свет ваш на людей, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
13. Людей, искренне соблюдающих Тору и любящих Иегову, Йеошуа называет Соль Земли. Соль предотвращает порчу, гниение. В древности не было холодильников, поэтому мясо солили, чтобы оно могло долго храниться, как соленая рыба. Потом замачивают и варят. Люди, соблюдающие Тору, не дают стране ухудшиться. Израиль выжил благодаря остатку, который был избран по милости Иеговы через веру в Машиаха.
14-16. Дела праведника – это соблюдение учения Торы. Тора призывает любить Иегову всем своим разумением, любить себя и ближнего, как самого себя. Иешуа называет эти дела светом, который сияет на земле для ее жителей. Праведник не ведет тайный и праведный образ жизни. Его труды должны быть наглядным примером для других, иначе кто поверит, что он справедлив? Только видимые факты демонстрируют окружающим праведность или греховность человека. Как не прячут зажженную свечу, так не прячут добрые дела, основанные на Торе. Люди должны увидеть эти добрые дела и понять, что они основаны на Торе Всевышнего.
Не нарушить, но исполнить (17-20)
17 «Не думайте, что я пришел отменить Тору или пророков. Я пришел не отменять, а исполнять.
18 Да, именно! Я говорю вам, что пока небо и земля не исчезнут, даже Йод или дьявол не исчезнут из Торы, пока не произойдет все, что должно произойти.
19 Итак, кто ослушается хотя бы одной из этих заповедей и научит других делать то же, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. И кто их исполнит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Потому что я говорю вам, что, если ваша справедливость не превзойдет справедливость учителей Торы и мы не будем преследовать вас, вы никоим образом не войдете в Царство Небесное!»
…отменить Тору или Пророков — отменить заповеди Торы и отвергнуть предсказания пророков.
…из Торы не исчезнет даже йод или строка – речь идет о заповедях, определяющих праведность человека. Следует понимать, что левитское озарение не входит в это понимание. Оно было упразднено с появлением нового священства Мошиаха, которое неизмеримо превосходнее, потому что снимает проклятие смерти. Это заповеди справедливости. Если написано: почитай отца твоего и мать твою, то эта заповедь неизменно будет существовать, пока существуют небо и земля.
19. О каких мицвот (заповедях) идет речь? Вы должны рассматривать этот стих в контексте следующего: Учителя Торы и перушим совершают мицвот (хорошие дела для проявления), и у вас должен быть другой мотив, тот, который изложен Законодателем: возлюби ближнего своего, как самого себя. Кто неправильно учит соблюдать мицву любви к ближнему, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; и тот, кто учит соблюдать мицву любви к ближнему с истинным пониманием и с правильными мотивами, будет назван великим в Царстве Небесном. Далее, с 21-го стиха до конца 8-й главы, Иешуа начинает объяснять, как правильно соблюдать эти мицвы, чтобы правильно учить им других и оказаться в Великом Царстве Небесном.
если их справедливость не превышает справедливости учителей Торы и перушим: эти люди делали все, чтобы показать себя, и поэтому их добрые дела были сделаны не из сострадания к нуждающимся людям, а чтобы продемонстрировать свою справедливость перед другими. Однако они по-прежнему оказывали людям материальную и финансовую помощь, хотя их мотивы были корыстными. Люди получали от них реальную помощь. Поэтому верить в Иешуа, но при этом не соблюдать учения Торы, есть вера демоническая, потому что демоны тоже верят, но добрых дел делать не могут. Помимо перушим и учителей Торы они сделали все, чтобы показать, они внесли в заповеди Торы иной смысл, другими словами,они искажали смысл заповедей Торы своим неправильным пониманием и толкованием.
Как сказано в начале, проповедь — это не законодательство, а призыв к исполнению законодательства. Вот что следует видеть в морализаторстве Иешуа, основанном на соблюдении заповедей Торы. Некоторые учат, что Йешуа принес новое учение и изложил его в Нагорной проповеди, игнорируя Тору как Ветхий Завет. Это неправда. Его морализаторство следует рассматривать не как отступление от заповедей Торы, а, наоборот, как более правильное и строгое их соблюдение. Услышав это нравоучение, никому и в голову не пришло, что он уводит их от Торы. Скорее их поразили глубокие мысли о морали: как правильно соблюдать Тору.
Не убивай(21-26)
21 Вы слышали, что сказано отцам нашим: «не убивай», и что всякий, кто убьет, будет осужден.
22 А Я говорю вам, что всякий, кто затаит зло на брата своего, будет осужден; кто назовет своего брата «бесполезным», будет судим синедрионом; кто скажет: «Дурак!», навлечет на себя наказание огнем Гей-Гинома!
23 Итак, если ты принесешь приношение на жертвенник в храме и вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 Оставь дар твой у жертвенника и пойди примирись с братом твоим. Тогда приди и пожертвуй своим даром.
25 Если кто-то подал на тебя в суд, то поспеши рассчитаться с ним, пока ты на пути в суд; а если нет, то он отдаст тебя судье, а судью – чиновникам суда, и ты будешь брошен в темницу!
26 Правильно! Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не заплатишь все, до последней копейки».
Эта заповедь относится исключительно к обществу Израиля – отношениям между людьми. Поэтому всякий, кто умышленно становится убийцей своего ближнего, должен быть казнен. Было проведено расследование, показания свидетелей: какие отношения были у убийцы с убитым. Если было доказано, что убийство не было основано на ненависти, вражде, преступника казнили.
Что Иешуа говорит об этой заповеди? Он говорит, что преступление против ближнего, достойное наказания, начинается с помыслов сердечных: затаивания гнева на брата. Помышления сердечные могут быть сокрыты от людей, но доступны на суд Всевышнего. Но, как говорится: шила в мешке не спрячешь, так и ненависти к ближнему не скроешь; где-то, когда-нибудь она проявится в поведении и словах.
Бесполезный человек: За оскорбления человек должен отвечать перед синедрионом. Мужчину во время римской оккупации могли избить палками за публичное оскорбление брата.
кто скажет: «Дурак!», навлечет на себя наказание огня Гей-Гинома — наказание муками вечного огня. В некоторых вероучениях считается, что вечных мук не существует. Однако это противоречит учению о воскресении мертвых грешников. Всевышний воскресит грешников не для того, чтобы снова убить их навеки, а для того, чтобы вечно страдать.
23-26. Мир в сердце, мир со Всевышним и с ближним — это самое главное, и с этим не сравнится ни одна жертва, приносимая на алтарь. Если нет мира, жертва не решит проблему. Восстановить мир: это самое главное в учении, а не жертвы, приносимые с оскверненным враждой сердцем.
Что Иешуа имел в виду, говоря об этой заповеди? Что преступление против других начинается с сердца, потом проявляется в поведении и словах. Последней стадией ненависти является убийство. Здесь не упоминается никакая реформа этой заповеди. Иешуа доносит до сознания людей, что их необоснованная ненависть к ближнему уже является преступлением, подобным убийству.
Судя по контексту, давайте копнем глубже и учителя Торы учили не тому: жертва первична, а мир вторичен.
Не прелюбодействуй (27-30)
27 Вы слышали, что нашим отцам было сказано: «Не прелюбодействуй».
28 А Я говорю вам, что человек, который смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя! Лучше тебе потерять член своего тела, чем всем телом броситься на Гей-Гина.
30 И если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и выбрось. Лучше тебе потерять член своего тела, чем всем телом броситься на Гей-Гина».
Иешуа раскрывает эту заповедь и более глубоко там, где преступление уже совершено в сердце мужчины или женщины в сексуальных фантазиях. Опять же, это не реформа, а более глубокое понимание преступления прелюбодеяния.
29, 30. Вот аллегория, показывающая противостояние искушению:
Если твой правый глаз соблазняет тебя, то лучше остаться слепым и войти в Царствие Небесное, чем со здравым зрением мучиться у вечного огня.
И если десница твоя соблазняет тебя, то лучше без руки войти в Царствие Небесное, чем здоровым телом мучиться у огня вечного.
В обоих случаях Иешуа подразумевает, что человек должен предать смерти все, что побуждает его грешить, и отказаться от всего, что побуждает его впасть в этот грех. Если парень работает, например, в женском коллективе, где много соблазнов, где он не воздерживается, то лучше быть без работы, но с чистым сердцем, чем получать хорошую зарплату и в в то же время постоянно очернять сердце греховными мыслями и фантазиями, трогать руками женщин и т д.
Блаж. Иероним Стридонский
Искусство. 29-30 Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели чтобы все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Так как Он выше говорил о похоти по отношению к женщине, то теперь Он правильно называет мысли и чувства, обращенные к разным предметам, глазами. И имя правой руки и других частей тела указывает на первые движения воли и страсти; потому что мы заканчиваем действиями то, что начали мыслями. Поэтому мы должны заботиться о том, чтобы лучшее в нас не обратилось быстро в порок; потому что, если правый глаз и правая рука искушают нас, то насколько больше может она искушать, что в нас есть самое худшее sinistra = то, что слева: ведь если душа колеблется, то насколько больше может она колебаться тело, которое гораздо более склонно к грехам. Иначе: В правом глазу и правой руке показана наша любовь affectus к братьям, женам,дети и близкие родственники; если же заметим, что они служат препятствием для созерцания истинного света, то должны отсечь части этого типа, чтобы не погибнуть навеки, в то время как мы хотим, чтобы другие побеждали. Вот почему о первосвященнике, чья душа посвящена на служение Богу, сказано: да не оскверняет себя, прикасаясь к усопшему отцу, матери или детям (Лев. 21:11), т е пусть Ему неведома привязанность, кроме любви к Тому, Кому он служит.пусть он не знает привязанности, кроме любви к Тому, Кому он служит.пусть он не знает привязанности, кроме любви к Тому, Кому он служит.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Искусство. 29-30 Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для вас, чтобы погиб один из членов ваших, нежели все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Когда слышишь о глазе и руке, не думай, что это сказано о членах: ибо Он не прибавил бы: «право» и «право». Оно говорит о тех, кто кажется нам другом и вредит нам. Таким образом, у молодого человека есть беспутные друзья, и они причиняют ему вред. Пусть идут, говорит Господь. Этим, может быть, и их спасешь, если они одумаются; если нет, то хоть себя спасешь. Если вы сохраните свою любовь к ним, то погибнете и вы, и они.
Евфимий Зигабен
Искусство. 29-30 Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, разбей его и возьми от себя: нет ничего иного для тебя, да погибнет ты от суждений твоих, и не все тело твое будет ввержено в геенну (огонь). : и если десница твоя льстит тебе, то рога у тебя и отходят от тебя: есть бог, да погибнет один от ударов твоих, а не все тело твое будет брошено в ад
Он говорит здесь не о членах тела (члены тела непорочны, они управляются душой и движутся туда, куда она повелевает), но под правым глазом разумеет подходящего друга, подобного правому глазу, и правой рукой помощник, как правая рука, будь они мужьями или женами. Итак, говорит он: если они соблазнят тебя на страсть, не прощай им, но отними их влияние на тебя и отвергни их от себя. И не сказал «смерть», а искупил, поняв полное разложение. Сказав: изми, он не остановился на этом, а продолжил свою речь и прибавил: и встань от себя, чтобы не дружить лишний раз, находясь рядом. Поскольку он говорил о сложной работе, он показал и пользу, которая отсюда исходит.
Еп. Вениамин (Милов)
Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, вырви его и брось от себя, потому что лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Если твой правый глаз тебя обижает, вырви его, то есть если этот человек мешает тебе, если он смеется и мешает тебе исполнить твое правило, то лучше принеси в жертву человека, но не подменяй ему Бога, ибо Он величайший сокровище своей души, не теряй его.
Лопухин А.П.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, вырви его и брось от себя, потому что лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Правый глаз — правый, а не левый, потому что, как и правая рука, он для человека дороже. В древности это выражалось Аристотелем так: φύσει βελτίων το δεξιόν του αριστερού (по природе своей правое лучше левого). Древние толкователи, похоже, не осмелились толковать слова Спасителя буквально. Августин говорит, что под глазом мы понимаем (обычно) самого любимого друга… Но здесь его следует понимать как глаз друга-советника, ибо глаз указывает путь.
«Когда слышишь о глазе и руке, — говорит Феофилакт, — не думай, что они члены, потому что тогда (Спаситель) не прибавил бы слов правильно и правильно. Он говорит о воображаемых друзьях, которые причинили нам боль». Такие толкования нельзя считать правильными. Вот почему Спаситель сказал «правильно» и «правильно» (ст. 30), потому что он говорил о членах тела; к друзьям эти выражения неприменимы. Более того, речь явно относится к μοιχεία, а о членах тела говорится как о орудиях страсти.
Лучшее объяснение слова «скандал» (искушение) можно найти у Тренча (Притчи, 2-е изд. 1888 г., стр. 89): помещается и тот, как только его касаются, подпрыгивает и заставляет пружину резко сжимать ловушку; так что вообще это слово означает ловушки. В Новом Завете оно применяется к духовным вещам и включает в себя все то, что, опутывая ноги людей, заставляет их падать; в результате оно близко к слову πρόσκομμα, а также тесно связано по смыслу со словами παγίς и θήρα, с которыми иногда употребляется в сочетании, как, например, в Рим. 2:9 выйти замуж за льва. 19:14, где σκάνδαλον (LXX) означает предмет, на который слепой натыкается на своем пути.
Более новые толкователи понимают выражения Христа буквально, т е. Он говорит, что если и правый глаз или правая рука прельщают, то лучше вырвать глаз или отсечь руку и т д. Эта интерпретация кажется такой же неправильной, как и первая, потому что она вся абстрактна. Όχλοι мог понимать слова Христа только как образные выражения, указывающие на необходимость соблюдать большую строгость, когда дело касается греха прелюбодеяния.
Прп. Анастасий Синаит
Искусство. 29-30 Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, нежели чтобы все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Наш Учитель и Господь сказал, что все «злые помыслы исходят от души: убийства, прелюбодеяния, любодеяния» и прочие страсти (Мф. 15:19; Мк. 7:21-22). И что? Означает ли это, что мы должны погубить себя и отбросить свою душу, как искушающий нас? Ни в коем случае.
Еп. Михаил (Лузин)
Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, вырви его и брось от себя, потому что лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Если правый глаз твой и так далее. Речь явно образная. «Спаситель не говорил слов, сказанных о членах. Нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развратную волю. Твои глаза не видят, но твой разум и твое сердце видят сквозь него. Если бы Христос говорил о членах, то не говорил бы только об одном глазе, и не только о правом глазе, но и об обоих. Так почему же Спаситель упомянул только правый глаз и правую руку? Чтобы вы знали, что мы не говорим о членах» (Златоуст; ср.: Феофилакт). «Вырвем глаз соблазнительный, но не чувственный (потому что и слепые прелюбодействуют), а умственный» (Афанасий Великий).
Правый глаз и правая рука — самые полезные и самые дорогие органы в нашем теле, и они служат здесь символами всего дорогого для нас, чем мы должны пожертвовать для искоренения страсти: чем бы ни была эта драгоценная вещь, они — люди. (Златоуст, Феофилакт) Будь то привязанность или наслаждение, если они ведут к искушению и падению, они должны быть устранены, должны быть принесены в жертву искоренению страсти.
Соблазняет вас Греческое слово означает спотыкаться и падать через какой-либо предмет на пути (камень преткновения) или ловушку, в которую может попасться птица. Это обозначает все, что может позволить нам упасть или поймать нас, что заставляет нас впасть в грех или заточить нас в грехе.
Лучше.. чтобы один из участников умер. Лучше пожертвовать здесь самым дорогим для нас, чем наслаждаться этой дорогой страстью.
А не все тело и так далее. Тело согласуется с названными членами его, глазом и рукой, а так как под ними разумеются движения духовные, то под телом надо понимать всего человека, то есть и тело, и душу со всеми своими стремления и желания. Не только тело, но и душа со всеми ее силами и извращенными направлениями будет осуждена на вечные муки, соответствующие страстям и происходящие от страстей.
Прп. Антоний Великий
Если же правый глаз твой соблазняет тебя на падение, вырви его и брось от себя, потому что лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну
Просить. Что говорит Господь: «Если твой правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. И если твоя правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось».
Отвечать. Христос, бессонное око и десница Бога Отца, подобающим образом уподобляется оку и руке наших соотечественников и друзей семьи, которым мы творим волю, как волю телесных членов, во всем действуя благодаря им и исполняя достижения. Если кто-либо из них повинен в искушении по отношению к нам, соскальзывая в грех, подвергая нас доносу, и давая себе лишение чести и кощунства, то Божество повелевает быстро отсечь его и освободить от тела, и бросить подальше от нас. Ибо если он, как нежить (гангрена), гниет силы тела тех, кто в добре и в здоровом, смешивая их зло, то мы не можем пренебрегать вестью о премудрости истинной Премудрости, которая есть Христос. Мысль тогда,Оно должно быть постоянным и без снисхождения. Потому что святой апостол Павел, исполненный истинной мудрости, сказал: «Христос Сила Божия и Премудрость Божия», что украшает не только слово, но и жизнь.
Свт. Иоанн Златоуст
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины блуда, тот дает ему повод прелюбодействовать; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует
Тогда прелюбодеяние вышло бы снова. Вы видите, как эти слова согласуются с теми, которые были высказаны ранее. Воистину, кто не смотрит на чужую женщину похотливыми глазами, тот не блудит; и тот, кто не блудодействовал, не даст мужу возможности разлучить с собой жену. Вот почему Христос очень строго ограничивает свободу мужа, и внушает ему страх, представляя ему большую опасность, если он возьмет себе жену, так как в этом случае она становится причиной его прелюбодеяния. А чтобы ты, когда слышишь слова: «исторви глаз твой» (Мф 5:29), не думал, что это сказано о женщине, Христос вовремя разрешил твое недоумение, позволив тебе развестись с ней исключительно за прелюбодеяние.
О Разводе (31,32)
31 Сказано: «Если кто возьмет жену и сделается ей мужем, если найдет в ней что-нибудь постыдное, то напишет ей разводное письмо (получит), отдаст ее в руки ее, и пусть выйдет из нее дом’.
32 А Я говорю вам, что всякий, разводящийся с женою своею без уважительной причины, должен знать, что вводит ее в искушение; и кто берет вольноотпущенницу (из гета) в жены, принуждает ее обмануть первого мужа».
Тора не запрещает жене развестись, если, например, она окажется бесплодной, а уж тем более, если скроет это, или если провинится, тем самым опозорив своего мужа. В других переводах говорится, что письмо о разводе дается только из-за супружеской неверности. Это серьезный обман, потому что из-за прелюбодеяния не дали свидетельство о разводе, а казнили вместе с прелюбодеем.
Ты не можешь говорить ни о каком письме о разводе. Разводное письмо давали за обман о бесплодии, за неправомерные действия и т.д.
Что Иешуа имел в виду в этом наставлении? Что мужья относятся к своим женам с осторожностью, а не по прихоти. Прихоть есть учение, противоположное любви к ближнему. Были случаи, когда муж необдуманно, по наущению друзей, выносил решение о разводе и высылал жену из дома (дети оставались с мужем). Прошло время, он понял, что поступил глупо, однако за это время его бывшая жена кому-то понравилась, и он взял ее в жены. Но она все еще любила своего первого мужа в своем сердце. Женился, женился вторым, от безысходности. И теперь первый муж не может вернуть ее ей, потому что она уже предала его, выйдя замуж за другого. Поэтому, чтобы не допустить подобных трагедий, муж должен знать, что, давая письмо о разводе,он может никогда не вернуть свою жену в дом. Человек должен действовать не по прихоти, а по благоразумию, руководствуясь чувствами человечества. Расторжение брака – это крайняя мера, действия которой должны быть оправданы.
Прелюбодеяние
Один из самых распространенных переводов заключается в том, что допустимое правило развода следует переводить как прелюбодеяние или прелюбодеяние. Протестантские церкви традиционно считали πορνείας/porneia прелюбодеянием.
В течение первого века провинция Иудея, фарисеи, была разделена между двумя основными группами. Доминирующим учением было учение Гиллеля, который учил, что развод может быть разрешен по самым разным причинам, в том числе, если жена сожгла ужин. Шаммай был более консервативен, утверждая, что только супружеская измена является действительным основанием для развода. Наиболее распространенная теория синоптических Евангелий от Матфея, Марка и Луки состоит в том, что они основаны на одном авторе, чей оригинальный стих принадлежит Марку, при этом основное намерение Матфея заключалось в общении с еврейской общиной. Некоторые ученые считают, что в Матфея 5:32 Иисус поддерживает точку зрения Шамая на Гиллеля и заявляет, что это просто правило прелюбодеяния.
Некоторые ученые считают, что в соответствии с либеральной политикой Гиллеля в отношении разводов мужчины женились на женщине, а затем небрежно разводились, потеряв интерес, что сильно ставило женщин в невыгодное положение. В то время у женщины было мало законных прав; развод может поставить под угрозу выживание женщины. Таким образом, некоторые считают учение Иисуса здесь защитой прав угнетенных жен. Ученый-феминист Левин отвергает эту точку зрения. Она отмечает, что в ту эпоху перед каждым браком заключались тщательно продуманные брачные договоры, которые неизменно включали суровые финансовые санкции, известные как ктуба, уплачиваемые мужем в случае развода, что гарантировало финансовое благополучие жены даже в случае развода случай развода развод развод дело
Другие ученые придерживаются противоположного взгляда на аргумент о том, что Матфей добавил больше деталей, чем другие евангелия, для своей более еврейской аудитории, утверждая, что исключение не упоминается в других евангелиях, потому что оно было настолько очевидным, что подразумевается для современных читателей. Левит 20:10 ясно дает понять, что наказанием за прелюбодеяние является смерть, поэтому для еврейской аудитории Иисуса можно предположить, что прелюбодеяние означало аннулирование брака. Хотя смертная казнь за прелюбодеяние не применялась во времена Иисуса или в современных обществах, некоторые ученые по-прежнему считают смертную казнь важной. Мартин Лютер утверждал, что, поскольку прелюбодей мертв в глазах Бога, его супруга может снова выйти замуж. Дополнительные доказательства этой точки зрения можно найти в Бытие 2:24.из чего становится ясно, что половой акт соединяет двух людей навеки, так что прелюбодеяние можно понимать как создание новой связи, стирающей предыдущую.
Другая точка зрения состоит в том, что исключение не является частью учения Иисуса, а скорее комментарием, указывающим на то, что прелюбодеяние автоматически вело к разводу в соответствии с законом того времени, и что Иисус вполне мог не согласиться с этим законом. Однако Instone-Brewer не видит доказательств того, что в то время закон работал таким образом.
Прочитав этот стих, протестантские церкви предпочли Евангелие от Матфея Евангелию от Марка и Луки и признали прелюбодеяние уважительной причиной для развода. Они также склонны полагать, что невиновный разведенный может позже выйти замуж повторно. То, что прелюбодеяние является уважительной причиной для развода, является стандартной протестантской позицией. Эта интерпретация была впервые предложена Эразмом Роттердамским и поддержана Мартином Лютером, Жаном Кальвином и большинством других крупных протестантских мыслителей.
Споры по этому поводу в Римско-католической церкви ведутся на протяжении многих веков. Основные мыслители, такие как Августин, считали прелюбодеяние уважительной причиной для развода, указанной в этом стихе. Однако нерасторжимость брака была добавлена к каноническому праву на Тридентском соборе 1563 года. С тех пор католическая доктрина считает развод неприемлемым, но может быть разрешено разделение супругов.
Главный аргумент против этого перевода заключается в том, что Матфей только что обсуждал прелюбодеяние в приведенном выше антитезе и использовал конкретный термин μοιχεύσεις / moicheia, отвергая при этом неопределенное πορνείας / porneia.
Безнравственность в браке
Некоторые переводчики интерпретируют этот стих как означающий, что развод разрешен по более серьезным причинам, чем просто прелюбодеяние. Швейцарские реформаторы Хульдрих Цвингли и Генрих Буллингер интерпретируют порнейю как относящуюся ко всем формам супружеской безнравственности, включая супружеское насилие и пренебрежение. Британский архиепископ Томас Кранмер, служивший при короле Генрихе VIII, перечислил значительное количество веских причин для развода, но это так и не стало стандартной англиканской доктриной. Вместо этого англиканская церковь придерживалась гораздо более ограничительной точки зрения, поскольку супружеская измена была одним из единственных законных оснований для развода в Великобритании вплоть до 20 века. То же самое произошло во многих частях Британской империи и Соединенных Штатов.
Многие основные протестантские церкви приняли более широкий перевод порнейи, чем просто прелюбодеяние, и теперь поддерживают широкий спектр веских причин для развода. Согласно современной точке зрения, поскольку на протяжении всей Нагорной проповеди Иисус осуждает чрезмерный законничество своего времени, необходимо отвергнуть изоляцию конкретных взглядов на развод от точной формулировки отрывка из Писания. Сегодня несколько крупных церквей считают, что правила развода должны быть установлены таким образом, чтобы наилучшим образом способствовать достижению общих целей Иисуса, а именно любви и справедливости, а не юридическому толкованию его слов.
Православная церковь также признала, что этот стих допускает развод из-за прелюбодеяния и других причин, таких как супружеское насилие, оставление и отступничество. В восточно-православной практике церкви разрешают покаянный повторный брак до двух раз после развода. Первый брак празднуется, второй венчается, третий разрешается, а четвертый запрещается.
Недействительный брак
Официальная католическая позиция по-прежнему состоит в том, что нет веских причин для развода, и для примирения этого были предложены различные методы, за исключением Матфея. Во-первых, другие типстеры не упоминают, что исключение может быть связано с тем, что оно применяется только к очень неясным обстоятельствам. Некоторые считают, что это относится конкретно к бракам, которые, хотя и разрешены в языческих религиях, например, между кровными родственниками, были незаконными по еврейским и христианским законам.
Согласно Текстовому комментарию Брюса Мецгера к греческому Новому Завету, Комментарию к Апостольскому указу Иерусалимского Собора: «Возможен… (блуд означает) брак в запрещенных левитских степенях (Левит 18:6-18), что Раввины описывали как «запрещенные порнои», или смешанные браки с язычниками (Числа 25:1; также сравните 2 Коринфянам 6:14), или участие в языческом богослужении, которое пророки Ветхого Завета долгое время называли духовным прелюбодеянием и что он фактически открыл множество храмов за религиозную проституцию «.
Другое прочтение состоит в том, что исключение относится к правилам, связанным с еврейским ритуалом обручения, связывая его с Матфеем 1:19, и не имеет отношения к современному миру.
О клятве (33-37)
33 Кроме того, вы слышали, что было сказано отцам нашим: «не клянись во лжи именем Моим» и «не нарушай своего слова’.
34 Посему, и говорю вам, не клянитесь небом, потому что оно престол Божий;
35 Не клянись землей, потому что она опора для ног твоих; и не клянитесь «Иерусалимом», ибо это город Великого Царя.
36 И не клянись головой своею, потому что не можешь ни одного волоса сделать черным или белым.
37 Но пусть ваше «да» будет только «да», а ваше «нет» будет только «нет»; все остальное коренится во зле».
О чем здесь просит Иешуа? Он призывает не употреблять имя Всевышнего для ложных клятв, как практиковали перушимы, но и исполнять свои обеты. Учителя Перушим и Торы придумали систему ложных клятв, освобождающих человека от ответственности:
Поэтому Иешуа учил, что то, что клянутся эти люди, напрямую ведет к тому, что они клянутся Тем, кто сидит на престоле: Иеговой. Поэтому в своей хитрости они проклинают имя Всевышнего. Вы не должны этого делать.
34.35. Перуши и учителя Торы учили людей клясться тем, на что Тора не указывает: небом, землей, Иерусалимом. В Торе нет таких указаний клясться небом, землей и Иерусалимом. Но перушим и учителя Торы решили, что этим можно клясться, чтобы избежать ответственности и не проклинать имя Всевышнего. Но Иисус Навин разъясняет: помните, что, когда вы клянетесь этим, вы клянетесь Сидящим на престоле.
не ругайся головой: Людей учили ругаться, типа, я отдаю голову на отсечение, если я не сделаю это или сделаю это. Тора не призывает к таким клятвам, потому что человек не властен над обстоятельствами. На самом деле, если обстоятельства не позволили выполнить обещание, то человек должен быть казнен по его слову. Поэтому Иешуа учит: вы не можете сделать ни один волос черным или белым. Это нужно понять и осознать.
К чему люди привыкли вождями? Безответственно ругайтесь, чтобы получить прибыль. Сами вожди практиковали это, за что их упрекал Иешуа, и учили этому народ. Например, наемник может поклясться, что ночью он заплатит за работу, говоря это, чтобы заманить наемника на свою работу. Ночью я могу придумать отговорку, что, мол, пока я не могу заплатить, приходи завтра, поработай еще один день, и тогда я заплачу тебе за два дня. Человек был хитрым, чтобы использовать клятву.
Свт. Григорий Богослов
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины блуда, тот дает ему повод прелюбодействовать; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует
Хотя закон подает развод за всякую вину, но Христос ни за какую вину не делает, а только разрешает отлучиться от прелюбодейки, однако все остальное повелевает сносить с мудростью, а прелюбодея отлучает, потому что он вредит семье.
Стихи 1-11
- Иисус взбирается на гору (или высокий холм) со Своими учениками, очевидно, из-за размера толпы. За Ним следуют на гору те, кого Он исцелил (ср. Мф. 4:24-25; Лк. 6:19).
- Заповеди блаженства, которые можно перевести как «Как блаженны те…», правильно названы, отражая язык небес (NPH vii). В них содержится восемь обещаний благословений, которые получат обитатели Царства Небесного. Даже то, как эти люди изображены, по сути является неотъемлемым обещанием Божьей силы восстановить их по Своему образу и подобию.
- Первое и последнее заповеди блаженства уверяют тех, кто чувствует свою духовную нищету и преследуемых во имя справедливости, что Царство Небесное есть их надежда не только в будущем, но и сейчас, когда они переживают эти заповеди блаженства.
- Когда верующие скорбят о грехе и его влиянии на себя и других, они могут быть уверены, что придет лучший день, когда они больше не будут плакать (см. Захария 12:10; Иоанна 16:20-22).
- Кроткие, как и нищие духом, доверяют Богу и вверяют Ему свое будущее благополучие (Пс. 36:3, 7, 34). Как это ни покажется невероятным, именно они унаследуют землю (это дар), не сильные возьмут ее силой, и они унаследуют не эту пораженную грехом планету, а славное царство славы, на котором Сын Человеческий будет править (Пс. 9:11; 17:28; 21:29).
- Тем, кто алчет и жаждет справедливости, ища ежедневного пропитания, обещано, что их надежды исполнятся как в будущем праведном царстве (Ис. 9:6-7; 11:1-5; 32:1), так и в настоящую действительность, когда воля Господа, описанная в Его слове, исполнится в их жизни и переживаниях (ср. Мф 4, 4).
- Слово «милостивый» относится к тем, кто совершает конкретные дела милосердия: раздает милостыню (Матфея 6:2–4), служит «грешникам» (Матфея 9:13), прощает других (18:32–35) и так далее, и добро возвращается к дающему (Матфея 7:2, 12; Притчи 11:25). Но проявлять милосердие неестественно для эгоистичного человеческого сердца. «Когда человек проявляет дух милосердия и прощения, он делает это не от себя, а под влиянием Божественного Духа, действующего в сердце. «Мы любим его, потому что он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19)» (NPH 21; см от Матфея 10:8).
- Чистота сердца может быть найдена только у того, кого Господь очистил (Пс. 50:12; Деян. 15:9) «банею водною через слово» (Еф. 5:26). Когда Сын Человеческий войдет в Свое Царство (Матфея 26:64), «будем подобны Ему, ибо увидим Его таким, какой Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя, как Он чист» (1 Иоанна 3:2-3; см. Откровение 22:4).
- Хотя многие в Израиле стремились сбросить иго римского владычества, Иисус называет свой народ «миротворцами», потому что они следуют путями «Князя мира» (Исаия 9:6; см. Рим. 561) и поэтому могут быть названы дети Божьи (см от Матфея 5:45).
- Хотя кажется, что кто-то понес наказание за свои проступки, а затем ошибочно полагает, что страдания делают его праведным, Царство Божие обещано тем, кто преследуется «ради справедливости» и кто «страдает как христиане» (1 Q4) . :шестнадцать). Поэтому им не нужно бояться тех, кто может убить тело, но совершенно не способен навредить своей будущей судьбе (Мф. 10:28). На самом деле, они могут радоваться, когда их свидетельство распространяет благую весть дальше, и в результате они видят, как люди спасаются для Царства Божьего.
Стихи 13-20
- Далее Иисус описывает три типа тех, кто будет формировать Царство. Он называет своих последователей «солью», «светом» и правосудием, превосходящим «правосудие книжников и фарисеев». Проникающее свойство света и соли указывает на то, что нет предела влиянию царства, а третий образ подтверждает, что граждане этого царства преодолеют все человеческие попытки добиться справедливости.
я. Соль и свет — противоположные метафоры. Соль незаметно смешивается с чем-то, чтобы быть эффективной, а свет должен быть отдельным и видимым для всех.
iI. Однако акцент делается не на самом свете, а на том, чтобы позволить ему сиять.
iII. Подобно отраженному свету луны, этот свет не исходит изнутри самого верующего (в отличие от праведности фарисеев), а получен им от Иисуса (Ин. 1:9), и связан с «добрыми делами». «. Он должен направить внимание людей на более яркий свет: свет Отца, являющегося источником всякого света и добра (Мф. 19:17).
- До сих пор никто бы не предположил, что Иисус пытался разрушить закон, поэтому заявление Иисуса о том, что он пришел исполнить закон, действует как введение к его более позднему подробному объяснению духовной природы закона и его цели, учения. : показать, как на самом деле следует соблюдать закон.
я. Слово «исполнить» у Матфея чаще всего употребляется в связи с исполнением пророчества (напр., Мф. 1:22; 2:15, 17, 23), что также указано здесь, но может относиться и к исполнению пророчества праведные требования закона или послушание им (Мф. 3:15).
iI. Каждый аспект закона должен оставаться в силе «пока все не исполнится», что подразумевает, что определенные элементы, а именно ритуальные или типологические элементы, указывают на его исполнение в будущих событиях.
iII. Ссылка Иисуса на заповеди показывает, что он думает о моральном законе, и его более поздние ссылки на Десять заповедей подтверждают это (например, Матфея 5:21, 27, 33; см. Матфея 19:17-29).
- То, что Иисус назвал невероятно высокие стандарты праведности «самой низкой отметкой» для входа в Царство, показывает неэффективность всех человеческих усилий. Принятие чего-либо меньшего, чем «справедливость царства небесного», на самом деле только увековечивает зло во вселенной.
Стихи 21-48
- Иисус объясняет эту более полную праведность, используя шесть объединяющих утверждений, разделенных на группы по три. Первая группа имеет дело с убийством, прелюбодеянием и разводом и объясняет шестую и седьмую заповеди (Мф. 5:21-32), а вторая группа раскрывает глубину третьей заповеди, запрещает месть и повелевает любить врагов (Мф. 5:22-48).
- Хотя шесть альтернативных утверждений Иисуса обычно переводятся на английский язык с сильным противопоставлением («но…»), более мягкий союз в греческом языке предполагает, что каждое утверждение раскрывает то, что ему предшествует («И я говорю вам…»).
- Иисус сосредотачивается на внутренних движениях сердца. Практически все внешние греховные действия начинаются с внутренних мыслей: убийство начинается с гнева (см. 1 Иоанна 3:15), прелюбодеяние начинается с похоти, а воровство начинается с жадности. Однако злые желания или алчные помыслы сами по себе не грех, а искушение, если только их не лелеют, а не сразу же отвергают как зло (Иакова 1:14-15). Нас призывают не пытаться избавиться от плохих мыслей, а приучать свой разум к хорошим мыслям (Филиппийцам 4:8; см. Притчи 16:3).
- Слова о выкалывании глаза или отсечении руки следует понимать метафорически, а не буквально. Они являются путем искушения и могут стать средством, с помощью которого делается выбор в пользу греха. Лучше потерять часть тела, чем быть душой и телом в адском огне. Греческое слово, переведенное как «геенна» (geenna), обозначает Божий суд над грешниками, уничтожение «и души, и тела» неугасимым огнем. Иисус (Мф. 7:19; 13:40-42, 49-50; 18.8-9; см. 25:41) и Иоанн Креститель (Мф. 3:10, 12) также говорят об этом жестоком уничтожении).
- Единственная причина, по которой Иисус дает законное основание для развода, — это физическая неверность. Слово, используемое здесь для обозначения физической безнравственности (блуда), имеет более широкое значение, чем прелюбодеяние. Это относится к любой сексуальной активности вне законного библейского брака (см. Матфея 15:19), включая однополые отношения. Развод и повторный брак по любой другой причине является прелюбодеянием.
- Люди часто тщательно формулируют обеты и клятвы, косвенно упоминая Бога как доказательство их истинности (см. Мф. 23:16-22), но на самом деле принимая их за нарушение, тем самым нарушая третью заповедь (Исх. 20:7; см. Левит 19). :12). Полный запрет Иисуса на клятвы (кроме клятвы в суде, Матфея 26:63-64) еще более суров, чем учения кумранской общины. Словам верующего всегда следует доверять без необходимости какого-либо дальнейшего подтверждения (Иакова 5:12).
- Отрицательная заповедь, запрещающая месть (цитируя Исход 21:24 и т д.), здесь сочетается с положительной заповедью любить своих врагов. Отказ отстаивать свои права или собственность свидетельствует о полном равнодушии и заботе о других. Советы подставить другую щеку, раздать ценную верхнюю одежду, перегнуть палку и не отказывать в кредите тому, кто просит денег, — это лишь примеры следования этому принципу, к которому легко можно добавить и другие, хотя и трудно реализуемые.
- Последняя заповедь любить своих врагов, принцип, уже проиллюстрированный Елисеем (4 Царств 6, 21-23), который стал прообразом Христа, является самым трудным. Однако, как указывает Иисус, Отец добр ко всем, даже к своим врагам, восполняя их нужду в солнце и дожде. «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8), и такими действиями верующие показывают свои истинные отношения с Богом как с Его духовными детьми. Иисус «хочет, чтобы мы были совершенно подобны Ему. Мы должны быть таким же центром света и благословения для нашего окружения, как Он для всей вселенной» (NPH 77).