Святые отцы о смирении: читать и слушать учение

Что такое смирение?

В современном мире с раннего детства закладывается модель эгоцентрического отношения. Маленькие дети склонны всегда ставить себя на первое место и считать себя центром вселенной. Родители только поощряют такое восприятие окружающего, говоря ребенку: «Ты самый лучший». Сейчас принято хвалить малыша и повышать его навыки. Как часто можно услышать такие высказывания в разговорах матерей. Со стороны родителей это проявление гордыни, и ребенка с раннего возраста приучают к тому, что он всегда должен стремиться быть первым, следовательно, превзойти остальных, быть умнее, сильнее, способнее.

  • Эгоизм отделяет человека от Бога. Когда человек был смирен и покорен Богу, он чувствовал свое единство с Господом. Но как только человек решил показать свое «Я», он отвернулся от Бога, ушел из рая, потерял себя. Смирение начинается со смирения.
  • Мы должны помнить о своем «я» только в одном случае: когда осуждаем себя. Итак, мы ставим себя в центр проблемы, мы признаем свою вину, мы говорим: «Я виноват, я был неправ, я согрешил». К сожалению, именно в этом случае человек забывает напомнить о себе, перекладывая всю ответственность на кого-то другого или обвиняя обстоятельства.

Современный человек, обращаясь к психологии, тренировкам и другим способам улучшения своей жизни, поставил себя в центр своего мировоззрения. Он подчиняется только собственным желаниям, в нем преобладают тщеславие и гордыня. Но Господь учит нас обратному: даже если человек соблюдает все заповеди и чтит Слово Божие, он должен считаться недостойным рабом Божиим. Путь духовного развития очень долог, и многие считают свои дела великими в начале пути.

Смирение в Православии

Смирение не есть проявление слабости, когда человек безропотно принимает удары судьбы и ни за что не борется. Смиренный человек остается в Истине: он знает свое место в этом мире, он стремится жить праведно. Он осознает свою ничтожность и с благодарностью обращается к Господу за все блага, которые получает, несмотря на все свои слабости и грехи.

  • Смирение означает понимать истину и не жить в обмане, созданном вокруг нас.
    Основная цель дьявола – поощрение человеческого эгоизма, который отдаляет людей друг от друга и от Бога, провоцирует другие недостойные чувства: зависть, гнев, неудовлетворенность жизнью.
  • Господь хочет, чтобы люди были смиренными и проявляли смирение в своей жизни. Это значит принимать трудности и потери с радостью и миром. Печали и невзгоды очищают наши души от прошлых и будущих грехов, исцеляют от болезней.

Унижать — значит подавлять свою волю, проявлять послушание. Весь эгоизм человека проявляется именно в выражении его воли, желаний, неспособности справиться с искушением.

  • Первый обет монахов при постриге – послушание: отсечение своей воли ради достижения духовного совершенства. Такое же послушание является основой брака. Если в браке человек не способен подавить свою волю, пожертвовать собой во благо другого, он не сможет достичь внутреннего мира и спокойствия.
  • Если человек поймет, какую великую свободу дает отказ от собственных желаний и добровольное совершенствование ради ближнего, то он обретет истинный покой и счастье.

Ложное смиренномудрие

Есть и ложное смирение, носители которого внешне унижают себя перед людьми или перед Богом, но этим только хотят показать свое смирение.

По сути, это скрытая гордыня, удовлетворяющая только плоть (Кол. 2,23; ср. Лк. 18,9-14).

В чем ценность смирения?

Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то окажется, что его появления бояться не стоит.

В момент смирения приходит облегчение, освобождение.

Он позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы получаете поддержку высших сил.

Смирение — это не слабость, это не состояние жертвы.

Смирение — это свобода от борьбы.

Смирение — как научиться принимать?

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. Мы часто сталкиваемся с трудностями в личных отношениях. В нашей голове существует иной образ отношений с любимым человеком, чем тот, который у нас есть на самом деле. В нашей голове и образ, и поведение любимого человека отличаются от того, что мы получаем в реальности. Именно несоответствие желаемого и реального приносит нам страдания и боль. Мы часто видим корень своих проблем не в себе, а в других. Здесь он изменится, и я перестану страдать. Помните, причина проблем не в другом человеке или в его поведении, причина в нас самих и в нашем отношении к близкому человеку.

Прежде всего, мы должны принять реальность такой, какая она есть. Наша реальность создается нашими подсознательными программами и Богом. На самом деле мы получаем не то, что хотим, а то, что заслуживаем. Так работает закон кармы: что посеешь, то и пожнешь. Нынешняя реальность посеяна нами, какими-то нашими действиями в прошлом – в этой или в прошлой жизни. Протестовать и страдать глупо и неконструктивно! Гораздо конструктивнее внутренне принять реальность такой, какая она есть. Принимайте любимого человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, со всем его отношением к нам. Берем на себя ответственность за все, что происходит в нашей жизни, за события, за людей, за их отношение к нам, за самих себя! Я один несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

Это мы «все к себе притянули». Это какие-то мои действия и энергии, которые заставляют второго поступать со мной так, что это может быть не совсем приятно для меня. Наша собственная карма приходит к нам через близких. А потом, засучив рукава, нужно приступать к внутренней работе. Все, что происходит с нами здесь, является уроком. Наши близкие – наши лучшие учителя. Каждая трудная ситуация посылается нам не для того, чтобы с ней бороться, а для того, чтобы научить нас. Благодаря этой ситуации мы можем лучше понять жизнь, изменить что-то в себе к лучшему, развить безусловную любовь, подняться на новый уровень развития, получить какой-то необходимый для души жизненный опыт, погасить свой кармический долг.

Только приняв ситуацию, вы можете, наконец, начать думать о том, чему вас учат. Почему эта ситуация направлена ​​к нам? Как своим поведением и мыслями мы воплотили эту ситуацию в жизнь! Может быть, мы не сталкиваемся со своей ролью мужчины или женщины, развивая в себе качества, чуждые нашей природе? Поэтому мы должны пойти и научиться правильно выполнять свою роль. Как должен действовать мужчина в этом мире и как должна поступать женщина, чтобы это было в гармонии с законами мироздания. Я всегда говорю, что для того, чтобы быть мужчиной или женщиной, недостаточно родиться в теле мужчины или женщины. Вы должны стать мужчиной или женщиной — это великая жизненная задача. И наша судьба в мире начинается с выполнения этой задачи.

Но это не единственная причина проблем в отношениях, хотя конечно она самая глобальная и от нее рождаются все остальные проблемы в отношениях полов. Опять же, каждый случай, конечно, очень индивидуален. Может быть, эта ситуация учит нас уважать себя и говорить «нет» отношениям, а может быть, нам нужно научиться защищать себя, не позволять другому человеку нас оскорблять, унижать и, не дай Бог, ударить. То есть, внутренне приняв ситуацию, я защищаюсь не в эмоциях обиды и раздражения, а в эмоциях любви к себе и другому, в эмоциях принятия. То есть внутренне мы совершенно спокойны, а внешне можем говорить довольно резкие слова, принимать какие-то меры, не позволять себя оскорблять,жестко поставить второго человека на место. То есть мы действуем на внешнем уровне, не вовлекаясь в эмоции, не с позиции эго и обиды, мы действуем с позиции души.

Когда мы боремся с ситуацией без принятия, все исходит из наших эмоций и эго. Нужно почувствовать себя душой и научиться поступать в этом мире как душа, а не сгусток эгоизма. Еще один очень важный момент: да, на внешнем плане мы предпринимаем какие-то действия по изменению ситуации, но мы должны быть готовы все время принимать любое развитие внутренних событий. Повторяйте как можно чаще то, что звучало в вас как мантру: Я внутренне готов или готов принять любое развитие событий! Все будет так, как хочет Бог: человек предполагает, Бог располагает. Мы должны освободиться от наших ключей к результату: мол, я хочу только этого, а не наоборот. Здесь, на земле, во всем и всегда последнее слово принадлежит Богу, и мы должны его принять!

Еще один момент – часто проблемы в личных отношениях отдаются развитию черт характера – возможно, поведение партнера говорит нам о том, что мы обидчивы, ревнивы, критичны, грубы, напористы, деспотичны, пытаемся подчинить второго своей воле, не учитывая их пожелания, мы пытаемся переделать его сами и так далее, значит, мы должны освободиться от этих качеств. Например, если вы критичны, вам нужно перестать зацикливаться на недостатках человека и научиться видеть достоинства человека, говорить с ним добрыми словами, похвалами и комплиментами. У каждого человека есть качества, за которые его нужно хвалить — научитесь их видеть!

Если вы ревнуете, вы должны научиться доверять человеку и вашим отношениям. Дайте свободное пространство вашему партнеру: это не ваша собственность. А также в этом случае следует развивать уверенность в себе и своей привлекательности. Берегите себя, правильно выполняйте свою мужскую или женскую роль. И самое главное, дарите любовь своему партнеру. Ревность говорит о том, что ваш партнер дорог вам и вы не хотите его терять, но ревность, как способ выражения любви, очень деструктивна, потому что рано или поздно разрушит отношения. Имейте в виду, что если вы ревнуете, вы уже энергично приглашаете в свои отношения третьего человека и его появление – вопрос времени.

То же самое и со всеми остальными эмоциями: все, что от вас требуется, — это заменить негатив позитивной противоположностью и натренировать свое сознание на новое отношение к партнеру и ситуации.

Отношения – это всегда уважение, свобода, любовь и отдача. Это взаимное служение! В отношениях мы должны меньше думать о том, что наш партнер должен делать с нами, и больше о том, что мы должны делать с ним. Так как у нас зачастую есть список требований ко второй половинке, то мы, мягко говоря, сами этому списку не соответствуем! Всегда помните о своей зоне ответственности в отношениях и меньше думайте о зоне ответственности вашего партнера.

Все начинается с вас: от вас будет исходить нужная энергия, и ваш партнер тоже начнет давать вам гармоничную энергию. Стара как мир поговорка: измени себя, и мир вокруг тебя тоже изменится. Человек несмиренный вместо того, чтобы изменить себя, хочет изменить мир. В этом проблема, в этом весь корень страданий. А гроб так легко открывается!

2 или другой пример. Рассмотрим болезнь. Например, у нас есть подтвержденный диагноз рака или любой другой неприятный диагноз. И тогда люди начинают задавать вопросы: почему это происходит со мной, зачем мне это? Включен страх смерти. Идет полное неприятие болезни и гонка по врачам: кто спасет, а кто поможет! Это дорога в никуда!

Во-первых, принять болезнь. Болезнь не глупа, она всегда направлена, потому что болезнь на самом деле является сигналом нашего подсознания о том, что мы делаем что-то не так. Это признак того, что наше поведение и наша реакция на события вредны для нас. Болезнь — это приманка Вселенной для нас. Бог говорит нам через болезнь: вы нарушаете законы мироздания, остановитесь! Только если говорить конкретно о раке, то это болезнь обиды. Человек сильно обижен на кого-то и долго носит эту обиду в себе. Возможно, годами. На подсознательном уровне, обижая себя, мы посылаем разрушение тому, кто нас обижает. И эта программа разрушения, как бумеранг,вернись к нам

Обида разъедает человека, и поэтому рак, раковые клетки разъедают тело. Нам нужно работать над прошлым, прощать и отпускать обиды. Примите как прошлые ситуации, так и болезнь, которая есть сейчас. И только проделывая эту внутреннюю работу, мы можем надеяться, что наши внешние действия по отношению к болезням: госпитализация, лекарства, операции и химиотерапия принесут положительный результат. Только в том случае, если мы боремся с болезнью, не принимаем ее, пользуемся только внешними методами, ходим к разным специалистам, не работая внутренне – результат будет плачевным. Так как драка только усугубляет ситуацию с ней. Здесь я привел рак в качестве примера, но мы должны делать то же самое с любой другой болезнью!

Правда, не впадайте в крайности, не ищите первопричины в незначительной простуде. Простуда может означать только то, что вы вчера слишком легко оделись и долго находились на сквозняке! Или что в последнее время вы слишком много работали, поэтому ваше тело решило дать вам отдых. Расслабьтесь, побалуйте себя и готово!

Но серьезные заболевания уже требуют изучения. Вообще путь ко многим тяжелым болезням начинается с обид: если человек не принимает их внутренне, даются измены, если этот человек не проходит, продолжаются болезни и удары судьбы. И чем больше эгоизма, тем сильнее удары. Мы тоже болеем, когда не идем по судьбе, не выполняем поставленные задачи. Когда мы едим плохо Западная медицина говорит, что все болезни происходят от нервов, а восточная медицина говорит, что все болезни происходят от недоедания. Поэтому, чтобы не заболеть ничем, кроме простуды, научитесь принимать, перестаньте обижать себя, начните жить в гармонии с собой и с Богом, выполняйте свой долг, следуйте судьбе и ведите здоровый образ жизни, Питайтесь правильно!На внутреннем уровне научитесь открываться и жить с полным доверием к высшему источнику!С полным доверием и любовью! Пойми, что ты божье творение и Бог знает, что и зачем он делает в твоей жизни!

А если вы все-таки заболели, то подходите к лечению и выздоровлению комплексно. Работайте на внутреннем плане и используйте то, что может предложить медицина. Работайте например с психологом и работайте с врачом! Я не раз встречал людей, идущих по духовному пути и верящих, что болезнь можно вылечить только внутренней работой над собой; говорят, что медицинские манипуляции, препараты не требуются. Будь благоразумен! Нам еще далеко до того уровня, когда только внутренняя работа над собой давала бы результат.

Не впадайте в другую крайность: когда человек считает, что его можно вылечить только внешними методами — медициной, лекарствами и т.п., лечить все равно нужен комплексный подход, потому что, когда мы находимся в телесном состоянии, нет троицы — дух., душа и тело. А сбой в одной из этих плоскостей указывает на сбой в других! Ведь болезнь возникает сначала на тонком плане: от нашего неправильного мировоззрения, мыслей, поступков и поступков. И только потом переходит на физический план. Поэтому лечить нужно и внутреннее, и внешнее; только тогда будет стойкий результат. Ведь часто бывает так, будто человек вылечился, а через некоторое время снова заболел. А все потому, что не было изменений в салоне!

+3 ну просто знакомый пример. Например, был украден кошелек с документами, кредитными картами, деньгами; внутри принимаем и не огорчаемся, а внешне принимаем меры: собираемся писать заявление, делаем все, чтобы найти свои документы, кошелек, наказать обидчика. Только нами не движет обида, гнев и раздражение. Мы не желаем другому, чтобы у него руки сохли и больше не росли, мы не посылаем проклятий на его голову и т д., мы спокойны внутри, мы понимаем, что раз Бог послал нам это, значит, это нужно для чего-то. Мы просто спокойно делаем то, что от нас требуется, не закатывая истерик и не ругая вора. Опять же, может, наш кошелек не украли, может, мы его сами уронили?

Или, скажем, у нас нет работы, мы принимаем ее внутрь, никого за это не виним: мол, в стране не та работа и не та ситуация в ней. Мы не списываем все на обстоятельства и не уходим пить горькое. Да, сегодня это так: у нас нет работы, а значит, есть больше времени, чтобы узнать, чем мы действительно хотим заниматься профессионально. Была ли работа, которую мы делали до, работой нашей мечты? Или, может быть, мы просто работаем на нее, чтобы оплачивать счета? Возможно, Бог намеренно лишил нас этой работы, чтобы мы наконец смогли пойти и начать заниматься делом своей мечты, начать реализовывать заложенные в нас таланты!

Или, например, если я женщина, может быть, пора больше времени проводить дома и переложить материальное обеспечение семьи на плечи мужа, как это вообще и должно быть! Возможно, пора, наконец, почувствовать себя женщиной, хранительницей домашнего очага, и начать организовывать вокруг себя и в доме пространство любви и красоты! Мы спокойны. И мы спокойно анализируем ситуацию. Во внешнем мире мы не лежим на диване, а хотя бы смотрим какие-то объявления, рассылаем резюме. При этом мы не ругаем свою судьбу, Бога, мол, мы ее не видели, правительство и т д., и наоборот, мы благодарны судьбе за то, что все так,потому что может что-то получше предыдущей работы ждет нас не за горами (по крайней мере у нас есть время отдохнуть от вечной гонки) а может на украденный у нас кошелек мы купили большие (ударение на о) проблемы, которые мы просто теряем деньги. Кто знает? Это знает только Бог. Только у него есть полная картина мира. Итак, во всем: полное доверие к Богу, знание и понимание того, что Бог знает, что и зачем он делает в моей жизни! Принятие!

Самое удивительное, что внутреннее принятие и спокойствие очень быстро решают многие проблемы: выздоравливает человек, кошелек, а часто и со всеми деньгами и документами, восстанавливаются отношения с близкими. Так или иначе, по тому или иному сценарию любая проблема решается. Я наблюдал это много раз. Как в своей жизни, так и в жизни других людей вы выработали и практикуете принятие ситуаций. Потому что принятие открывает большой поток энергии: мы оказываемся прямо в этом потоке и притягиваем лучшие решения, как магнит. Все очень просто: мы просто правильно проходим ситуацию и получаем вознаграждение в стократ больше. Принятие — это любовь. И то, что мы любим, всегда становится нашим союзником!Принимать ситуации означает реагировать на ситуации с любовью. А любовь – это самая сильная энергия в мире, собственно, для этого мы и пришли: копить любовь в сердце и отвечать любовью на все ситуации!

Откуда берется смирение? Насколько нам известно, существуют законы, управляющие судьбой, и мы готовы изучить эти законы и следовать им. У нас есть четкое понимание, что я не это тело, что я душа. Мы все души. Когда мы воплощаемся здесь, на земле, к сожалению, большинство из нас забывают об этом и начинают считать себя бренным телом и жить по принципу: живем один раз, а значит, все надо делать вовремя! Но на самом деле у каждого из нас сотни и тысячи воплощений.

Что мешает смирению?

Смирение – это состояние души, позволяющее человеку правильно оценить свое место в мире, по отношению к Богу и другим людям.

  • Гордость мешает научиться смирению: неумеренное превозношение себя над другими, иногда попытка возвыситься до соперничества с Господом.
  • Гордость – это страсть, которая овладевает человеком, контролируя все его действия и мысли. Смирение и гордость – два полюса мировоззрения человека, состояния его души.

Например, человек с определенным талантом должен понимать, что его гениальность — это дар от Бога. Если человек смирен, он благодарит Господа за этот дар и использует его во благо. Если человек подвержен гордыне, он воспринимает свой талант как исключительно собственное достижение, возвышает себя над другими, ставит себя выше Господа. Так начинается путь греха, ибо гордость требует постоянного подтверждения своего значения.

  • Как только мы пытаемся встать на путь смирения, первым искушением, которое испытывает любой человек, является тщеславие. Это то чувство, когда человек, сделав доброе дело, начинает им гордиться. Так снова проявляется наше эго: «Я делаю добрые дела, значит, я лучше других, я не такой, как другие».
  • Даже если никто не знает о ваших добрых делах, например, вы держите в тайне, что помогаете бедным, кормите бездомных животных, поддерживаете близких, ваша внутренняя гордость за свои поступки есть проявление тщеславия.

Как смириться?

Смирение предполагает образ жизни человека: он не сравнивает себя с другими, не осуждает их, не возвышает себя.

  • Смиренный человек не говорит: «Я лучше знаю, не указывай мне, что делать». Для духовного роста всегда полезно прислушиваться к чужому совету и опыту.
  • Верующий человек, стремящийся научиться смирению, не должен спорить, поддаваться гневу и гневу.

Смирение — это опыт тех, кто им обладает, только он может его выразить. Это невыразимое богатство, это имя Бога.

  • Результатом смирения является чувство нежелания похвалы и славы. Душа испытывает усталость от чужого восхищения, суеты, не терпит собственного возвышения.
  • Когда в душу входит смирение, человек начинает чувствовать равнодушие к тому добру, которое он делает. Человек осознает, что он делает еще очень мало по сравнению с грузом явных и неосознанных грехов в собственной жизни, что нравственный идеал еще бесконечно далек.
  • Духовное совершенствование ведет к осознанию того, что мы не заслуживаем тех благословений и радостей, которые дает нам Господь. Если человек получает дары от Бога и становится источником духовной радости, совета и помощи для окружающих, он тем не менее осознает, что не отвечает Богу адекватно за все эти блага и недостоин их. Так ум ограждается от соблазна тщеславия, себялюбия и самонадеянности.
  • Смиренный человек не боится потерять материальные или духовные ценности, потому что знает, что у него ничего нет.

Человек, стремящийся к смирению, должен иметь духовную силу, чтобы с радостью и смирением принимать лишения, бесчестье и людскую злобу. В современном мире это звучит неприемлемо. Как можно принять несправедливость?

  • Явление смирения есть уничтожение всякого гнева в душе. Человек, с радостью принимающий трудности и горести этого мира, не проявляет гнева или гнева. Относитесь к любому проявлению несправедливости со спокойствием, ведь вы видите свой собственный путь.

Смирение: принять все трудности жизни
Смирение: принять все трудности жизни

Если ты ограничиваешь свою жизнь этим миром и не испытываешь веры в Царствие Божие, то муки настоящего кажутся тебе несправедливыми и порой невыносимыми. Но если мы понимаем, что цель наша в этой жизни — познание справедливости, освобождение от страстей, ожидание встречи с Христом, живущим в наших сердцах, то все трудности воспринимаются как необходимые препятствия на пути очищения души.

Смирение перед Богом

Смирение перед Богом (Михей 6,8): «Смирись под крепкую руку Божию» (1 П 5,6; Добрый Сант) (Рим 7,18).

Это не значит недооценивать добро само по себе (что было бы оскорблением Того, Кто дал его нам), но только то, что по отношению к добру всегда надо иметь в виду следующее: «Что ты имеешь, что делаешь? не хочу? получить?»

Полное признание своей греховности перед Богом (и, прежде всего, честная самооценка перед Ним) дается, конечно, легче в тех обстоятельствах, в которых человек стремится сохранить свое положение в глазах ближних, сохранить свою репутацию;

Смирение в церкви

Смирение перед братьями и сестрами общины. Имеется в виду и не надменное унижение, а непритязательная скромность, когда человек ведет себя как неполноценный, как бы утверждая, что он стоит перед Богом.

Благодаря смирению ума другой считается «выше самого себя» (Филиппийцам 2:3).

Это, будучи в истине, это «хождение во свете, как во свете» есть условие для поддержания «общения друг с другом» (1 Ин. 1, 6-8; ср. Пс 42, 3), поэтому тот, кто должны «препоясать чресла свои» истиной (Еф. 6,14; Флп 4,8) и «искать» смирения (Соф. 2,3; Кол. 3,12; 1 Пт. 5,5).

Разумеется, призыв считать другого выше себя справедлив и по отношению к разным церквям, к христианам других конфессий;

Смирение перед ближним

Такое же смирение ума необходимо по отношению к ближнему, по отношению к миру: истина есть плод света (Ефесянам 5:9, см новозеландский перевод, под ред епископа Кассиана), и свидетельство перед миром обретает достоверность только тогда, когда христиане честны перед внешним миром, они не щадят себя и не оправдывают того, что заслуживает порицания.

Признание завоюет то смирение мудрости, которое не прикрывается благочестивыми формулами перед другими, но подвергает себя суду Божию, возбуждающему веру во Христа;

Смирение к самим себе

Смирение ума и искренность по отношению к себе: Сам Бог верен (Откр. 6:10), и люди, как Его дети, должны всячески избегать лжи — вот ключ ко всякой мудрости (Притчи 11:2).

Истинное смирение достигается через дело искупления, совершенное Христом на кресте; обладающие таким смирением отказываются от самовозвеличивания и самовосхваления (Рим. 3:23,27; Гал. 6:14).

Только от того, кто «смирен сердцем» (Мф 11,29), можно научиться любить страдание и отвержение (Филиппийцам 3,10,18) и сказать: «И еще более смирю себя, и уравновешиваю себя» бесполезнее в глазах моих» (2 Цар. 6:22), т е так же ничтожен, как ничтожен в действительности человек.

Там, на кресте, они учатся благодарности за страдания: «Благо мне пострадать» (Пс. 119, 71, 75).

Там понимается, что человек, не подверженный унижению, живет как лицемер: «Прежде страдания моего я погрешил» (Пс. 119, 67) и что все его прежние заслуги были лишь видимостью.

Христиане должны стремиться к тому, чтобы их свидетельствовали о самой истине и самой доброте (см. Фил. 4:8; 1 Иоанна 5:20).

Святые отцы о смирении

disupravoslaviem.ru/wp-content/uploads/2015/05/je4qM3ld71Q.jpg

«Смирение есть радостно-печальное самоуничижение души пред Богом и людьми благодатью Святой Троицы… Смиренные чудесно смягчаются сердцем, имеют теплую душу и теплоту любви ко всем людям, без исключение, за какой-то дар свыше». Все святые отцы почитают смирение как основу всех добродетелей. Когда надо оценить духовную высоту человека, надо, прежде всего, оценить степень его смирения. Обычно по наличию смирения монахи различают великих подвижников: кто они — святые или в заблуждении. Наш современник архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил: «Иногда человек не хочет видеть чужие грехи, это справедливое благое состояние, но это еще не смирение.Смирение – это когда человек не может видеть грехи других. Он видит слишком много своего, он видит слишком много Бога перед собой. Когда умирал египетский подвижник Сисой Великий, он сказал: «Ангелы пришли забрать меня, и я прошу их позволить мне немного покаяться». Старцы говорят ему: «Тебе нечего каяться, отче». Он сказал: «Воистину, я не знаю о себе, если я инициировал покаяние»

«Никто да не почитает себя чуть больше другого, но каждый да видит себя хуже всех, «ибо всякий восходящий смирится, и унижающий себя взойдет» (Лк. 14, 11) Древние уставы монашеские

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное… Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф.)

«Как только смирится человек, смирение тотчас же ставит его в канун Царствия Небесного» Святитель. Амвросий Оптинский

«Если хочешь быть смиренным, не будь кроток с одним и дерзок с другим, но будь кроток со всеми, будь то друг или враг, большой или малый». Святой Иоанн Златоуст

«Сам Бог исцеляет гордых. Это значит, что внутренние скорби (которыми исцеляет гордыня) посылаются Богом, а гордые не будут страдать за людей. А смиренный понесет весь народ. И каждый скажет: достоин всего. Амвросий Оптинский

«Смиренные ищут освобождения от страстей и спасения, а гордые «любопытствуют о судьбе». Смирение, содержащееся только в словах, есть рождение гордыни и рождает собственное тщеславие. Варсонофий Великий и Иоанн

«Будьте осторожны и не доверяйте всем. Осторожность и кротость — лучшее украшение». С. Анатолий Оптинский

«Велик пред Богом тот, кто смиренно покоряется ближнему своему, и Бог возвышает смиренных, и Бог смиряет гордых и упрямых» С Хосе Оптински

«Основа монашеской жизни — смирение. Если есть смирение, есть все; если нет смирения, нет ничего. Даже без всякого труда можно спастись простым смирением». Св. Варсонофий Оптинский

«Тот, кто вступает в битву и желает победить, тот, как и доспехи, надевает славные доспехи: смирение» С. Эфраин Сирин

Преподобный Исаак Сирин называет смирение мантией Божества, ибо Слово, воплотившись, облачилось в нее.

«Смирение — одеяние Бога» С. Эфраин Сирин

«Гордость уничтожается, а смирение приобретается молчанием. Бог сказал Исаии: «На кого мне смотреть? Только в кротких и молчаливых и трепетных словах моих (Ис. 66:2) Просите Бога продлить ваши годы. Вы не можете сделать это без труда. Молчанием побеждаются великие грехи» С. Серафим Саровский

«Когда человек старается иметь смиренное сердце и держать ум свой на свете, тогда все козни врага недействительны; ибо где мир мысли, там покоится Сам Бог: в мире, говорят, место Его (Пс. 74:3)» св. Серафим Саровский

«Смирение-послушание есть корень всех страстей и сеятель всех добродетелей. Потерпи, смирись, найдешь рай в себе». Цветник Оптина

«Научись быть кротким и молчаливым и будешь любим всеми» С. Анатолий Старший Оптинский

«Смирение есть неугасимый светильник, угодный Богу. Если у монашествующих не будет смирения и покаяния, то они не спасутся, а погибнут. Гавриил (Ургебадзе)

«Живи неправильно, сколько можешь, старайся исправиться, а главное, смирись перед Богом и перед людьми. Смирение завершит нашу ошибку». Святой Амвросий Оптинский

«И все же есть одна истина: святое смирение есть самое здоровое лекарство. Смиритесь во всем, и, без сомнения, вы окончательно достигнете совершенной или почти совершенной свободы от страстей» Эфраин эль Санто Монтаньеро

«Осуждение других и восприимчивость никак не совместимы со смирением. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас что-то обижает, то у нас совсем нет смирения. Никон (Воробьев)

«Облекитесь в смирение: тогда, если небо к земле прилипнет, не будет страшно» С. Амвросий Оптинский

«Возлюби смирение, и оно покроет все твои грехи».

«Если кто невинно укорит тебя в каком-нибудь грехе, смирись и получишь венец».

«Будь смирен во всем, в позе, в одежде, в сидении, стоянии, ходьбе, в келье и во всех принадлежностях ее» Святой Антоний Великий

«Люби дело, подчиняйся всем, держи рот на замке, и стяжаешь смирение. Истинное смирение дает человеку прощение всех его грехов.» Мудрые мысли святых отцов наших дней

«Да будет для вас признаком смирения и гордыни следующее: второй всех презирает, упрекает и видит в них черноту, а первый видит только свою худобу и никого не смеет судить» С. Макарио

«Помните прежде всего, что смирение может спасти и без дел, но дела, как бы они ни были велики, не спасут».

«Господь попускает немощь и леность нашему смирению, чтобы они не хвалились, а всегда пребывали в чувстве покаяния, и это самое надежное состояние — постоянное сокрушение сердца» Цветник Оптина

«Говорю вам: лучшее средство — стяжать смирение. Вот что это такое: терпеть любую боль, пронзающую гордое сердце. И днём и ночью жди милости Всемилостивого Спаса. Кто так ждет, тот непременно получит… Главное, чтобы вы не поняли, что эта боль, это горькое, острое жало, пронзающее чуткость сердца, есть истинный источник милосердия и смирения Божия. Анатолий Старший Оптинский

«Если человека не растопчут, как растоптанного куколку, то он не может стать монахом». Брат Захариас

«Подружись со следующими делами: трудом, бедностью, скитанием, горечью плоти и безмолвием, ибо от них рождается смирение, а смирение приносит прощение всех грехов». Абба Исайя

«Не напрягайтесь слишком сильно. Лучше смириться перед Богом. Откройся Ему со всей нечистотой и, как прокаженный, скажи: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Не давайте Богу срок для этого. Делайте все необходимое по силе вашей, и Господь сделает все необходимое для вашего спасения. Только не отказывайся от Бога. Не поддавайтесь на внушения врага, что бесполезно работать, что все пропало и т д. Это дело дьявола, вечного клеветника на Бога и на всех. Никон (Воробьев)

Преподобный Силуан Афонский

«Чтобы спастись, нужно быть смиренным. Потому что если гордеца насильно поведут в рай, то он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа полна любви и не ищет первенства, но желает всего добра и всем довольна».
— «Люди не учатся смирению, и из-за своего высокомерия не могут принять благодати Святого Духа, и от этого страдает весь мир».
— «Такой рай господень. Все будут влюблены, и от смирения Христова все будут счастливы видеть других выше себя».
— «Чтобы победить себялюбие, нужно всегда смирять себя»
«Смиривший себя уже не будет осуждать ближнего своего, потому что сам осудил себя на ад и уповает только на милость Господа».
— «Душа смиренных подобна морю, брось камень в море: он на минуту слегка взбудоражит поверхность, а потом утонет в его глубинах».
— «…смиряющий себя будет доволен всякой удачей, ибо Господь есть богатство его и радость его…»
«Чрез самоосуждение душа смиряется, и нет в ней более помыслов, но с чистым умом стоит пред Богом. Это духовная мудрость…»
«Вся наша борьба направлена ​​на то, чтобы унизить самих себя. Наши враги пали от гордыни, и нас тащат туда же».
«Господь не открывается гордой душе. Гордая душа, хотя бы и изучила все книги, никогда не познает Господа, потому что гордыней своей не дает места благодати Святого Духа, а Бог познается одним Духом Святым…»
«Осушить тело постом можно скоро, а смирить душу так, чтобы она была постоянно смиренна, не легко и не скоро возможно».
«Смиренная душа имеет много мира, а гордая душа мучает себя. Гордые не знают Любви Божией и далеки от Бога».
— «…вся война для смирения. Враги пали от гордыни, и они влекут нас к гибели. Враги хвалят нас, и если душа принимает хвалу, то от нее отходит благодать, пока она не покается».
— «…тому, кто борется с гордыней, Господь помогает победить эту страсть…»
— «…в течение жизни душа познает смирение Христово. И пока у нее нет смирения, ее всегда будут мучить дурные мысли. И смиренная душа обретает покой и покой…»
— «Можно много поститься, много молиться и делать много добра, но если мы будем при этом тщеславны, то будем как бубен, который звучит, а внутри пусто»
— «..Господь радуется о нас, когда мы смиряем себя и осуждаем, и дает благодать душе Своей».
«Дым подобен гордым душам. Как ветер несет дым, куда хочет, так и враг влечет их, куда хочет, потому что либо у них нет терпения, либо враг легко их обманывает».
«Вы должны осуждать себя в душе, но не отчаиваться в милости и любви Божией. Нужно стяжать смиренный и сокрушенный дух, тогда все мысли уйдут и ум очистится. Но надо знать свои пределы, чтобы не перегружать душу».
«Стяжавший смирение Христово всегда старается укорять себя и радуется поношению, и печалится, когда его хвалят».

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)

— «Ты просишь наставления и назидательного урока, чтобы не уклониться от истинного пути? Начни со смирением, работай со смирением и закончи со смирением, и будешь в ряду святых»
«Сам Бог живет в том человеке, у которого сердце спокойно. Главное, считай себя хуже других, не ищи ни любви, ни почестей ни от кого, но имей их для всех, и ты улучшишь мир! А как только начнешь искать, чтобы тебя заметили, нашли в тебе достоинство и какие-то достоинства, то прощай душевный покой!»
— «Потерпи, смирись и найдешь рай в себе»
— «Если ты смиришься и признаешь свою слабость, все твои искушения будут лететь от тебя всей цепью»

Преподобный Иосиф Оптинский

— «Кто тебя ругает, молись о нем Богу и считай его своим благодетелем, и никак не мсти ему… Тогда учись смирению»

«Если смиришься, Господь убережет тебя от искушений…»

— «Кто осознает свои дела и размышляет о своих делах, тот впадает в гордыню. И кто видит только свои грехи и кается в них, тот получает милость Божию…»

«Не усилия наши, не труды, не время освобождают нас от страстей, но благодать Божия, которая подается только смиренным…»

— «Никого не осуждай, всех прощай, считай себя хуже всех на свете, и будешь спасен»

Святитель Феофан Затворник

«Что больше всего хранит благодать в душе? Скромность».

«Радуйтесь, когда встречаетесь с внешним и невольным унижением. Примите это как особую милость от Бога».

— «Установи себе мерой, что когда ты совершенно собой недоволен, то ты в хорошем диапазоне; как только появляется небольшое чувство самодовольства и вы начинаете оценивать себя, знайте, что вы не в своей форме, и начинайте мучить себя».

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн

«Если мы странники, брат, то мы будем странниками. Давайте не будем считать себя чем-то, и никто не будет придавать нам значения, и мы будем спокойны».
— «Оставь свою волю позади себя и смирись всю жизнь свою, и ты будешь спасен».
— «Ни в коем случае не считай себя за что-то и не ищи равенства с другими».
«Считай себя ничем, и твое мышление не будет нарушено».
— «Сколь много у тебя силы, смиряйся день и ночь, принужденный видеть себя ниже всякого человека, но возноси ум свой к Небесам, и да будет там твое учение день и ночь».
— «Хотя идти путем Божиим, не ищи себе славы».
— «Считай себя самым грешным и последним из всех, и будет тебе покой».
«Все, что случается с человеком, служит к испытанию и спасению его, поэтому он во всем переносит и упрекает себя как нечто недостойное».

Оцените статью
Блог про Матрону Московскую