День Воздвижения Креста Господня 27 сентября: православный праздник

История праздника

Воздвижение Креста Господня связано с легендой об обретении Креста, на котором был казнен Иисус. По иудейским правилам орудие казни оставляли в могиле. Однако, по преданию, апостолы поставили крест своего Учителя рядом с двумя крестами, на которых были распяты разбойники, недалеко от места погребения Христа. Для поиска главной святыни христианства римский император Константин Великий (272-337) организовал археологическую экспедицию. Раскопками руководила его мать, королева Елена. Точная дата обретения Креста Господня точно не известна, чаще всего ее относят к 326 году.

Приобретенная реликвия была разделена на две части. Один остался в Иерусалиме, другой был отправлен в Константинополь. История фрагмента Иерусалима заканчивается в 1187 году, когда крестоносцы унесли его на битву с армией Саладина. Судьба Константинопольской доли также остается под вопросом. По одной из версий, во время разграбления византийской столицы в 1204 году венецианцы украли ее, а затем перепродали. По другой, святилище оставалось в Константинополе до прихода турок в 1453 году. По третьей версии, Крест постоянно дробился, поэтому его частицы можно найти в самых разных местах Европы.

В России считается, что частицы Креста Господня хранятся в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иваново. А в 2006 году частицу с Креста даже отправили на низкую околоземную орбиту.

Обретение Креста

По преданию, крест нашли мать императора Константина Великого, императрица Елена, приехавшая в Палестину, и епископ Иерусалимский Макарий (314-333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а недалеко от нее обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определен, когда больная женщина, на которую их клали поочерёдно, получила исцеление. По другой легенде, от соприкосновения с этим крестом воскресал усопший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящего Креста).

Императрица Елена отметила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основание более 80 церквей, воздвигнутых в Вифлееме, место Рождества Христова, на Елеонской горе, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Богородица. Святая Елена привезла с собой в Константинополь часть Древа, дающего жизнь, и гвозди. Император Константин приказал воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 г. Храм был освящен 13 сентября 335 г. На следующий день, 14 сентября,он был учреждён для празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста.Указание на время учреждения праздника встречается в Александрийской летописи (не позднее VII в.): «При сих консулах Далмация и Аникии Павлиной (335 г.), говорит ее автор, освящение церкви св креста Константином при епископе Макарии 17 сентября (ошибка переписчика, следует — 13), и оттуда начался праздник Воздвижения креста св. Петра».и оттуда начался праздник Воздвижения Святого Креста».и оттуда начался праздник Воздвижения Святого Креста».

Возвращение Креста

В VII веке с воспоминанием о обретении Креста Господня было связано другое воспоминание — о возвращении Животворящего Древа Креста Господня из персидского плена.

В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. В числе других сокровищ он привез в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святилище оставалось у чужеземцев четырнадцать лет. Только в 628 году император Ираклий победил персов, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Битва императора Ираклия с персами. Казнь персидского царя Хосрова. Пьеро делла Франческа

Смысл названия

В этот день христиане вспоминают не только легенду о поисках Креста близ Голгофы, но и возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену с 614 года, в течение 14 лет. В 628 году греческий император Ираклий победил персов и вернул святилище в Иерусалим.

Оба события связаны тем, что Крест был воздвигнут, то есть поднят перед народом. При этом они направили его во все концы света, чтобы люди могли преклониться перед Крестом и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Традиции праздника

В день Воздвижения Креста Господня, как и во всякий великий церковный праздник, совершаются Всенощное бдение и Литургия. Праздничные службы, по традиции, проходят во всех православных храмах: крест для поклонения торжественно переносится из алтаря в центр храма. У вечеринки есть один день до вечеринки и семь дней после вечеринки. В праздник православные по традиции идут в храм, слушают проповедь, повествующую о возвращении Креста Господня, и молятся о здоровье, благополучии и счастье в семье.

Иконография праздника

В общих чертах иконография Воздвижения Креста Господня выглядит следующим образом. В центре композиции Крест. Он стоит на возвышении. Возле Креста — один или несколько священнослужителей. Главой их, по содержанию отраженного в иконе события, является епископ. По Преданию, Патриарх Макарий, обретя Крест (335 г.), когда народу было позволено видеть это великое святилище, стоящее на холме, поднял (поднял) обретенный им Крест так, чтобы он был виден всем люди . На это народ воскликнул: «Господи, помилуй».

Одна из простейших композиций иконографии Воздвижения Креста Господня представляет святого Макария Иерусалимского, держащего Крест. Более сложный может также включать в себя изображения других священнослужителей и других людей (молящихся). Иногда в иконах представлены вместе две темы: одна связана с Воздвижением.. а другая связана с обретением Креста Господня. При этом в нижней части иконы находится изображение царицы Елены, стоящей у подножия Голгофы, возле пещеры, внутри которой находятся три креста. Иногда св. Константин и Елена. На фоне иконы часто изображают храм, отражающий архитектуру базилики Воскресения Христова.

Богослужения

Православная церковь

Божественная литургия аналогична Божественной литургии Крестной седмицы (третья неделя Великого поста) и Происхождения (истощения) драгоценных древ Животворящего Креста Господня (1 (14) августа).

Накануне, то есть 26 сентября по новому стилю, ночью совершается всенощное бдение. Согласно грамоте, это всенощное бдение должно включать малую вечерню. На Малой вечерне Крест переносится с алтаря на престол. Однако сейчас празднование малой вечерни можно встретить в России только в редких монастырях. Вот почему в приходских церквях Крест возлагается на престол перед началом службы (Евангелие помещается за антиминсом).

Утром в алтаре читается Евангелие, после поется евангельское чтение «Воскресение Христово видел», независимо от дня недели. Нет поцелуев Евангелию или елеомазания после чтения Евангелия. Перед Великим славословием настоятель облачается в полные мантии. Во время Великого славословия, во время пения Трисвятого, настоятель несет крест. Держа Крест над головой, настоятель в сопровождении диакона со свечой, который постоянно кадит Крест, выносит его через северную дверь; останавливаясь у амвона, произносит «Премудрость, прости мя», затем во время пения тропаря «Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, дая победу противящимся, и Живою Крест Свой сохраняя», несет Крест на посреди храма и кладет на аналой.Затем трижды поется тропарь: «Кресту Твоему поклоняемся, Господи, и святое Твое Воскресение славим», во время которого совершаются три поклона. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает миропомазание елеем, затем особая ектения, обычное окончание ночного бдения и первый час. В соборах и приходских храмах (по современной практике Русской Церкви, при архиерейском служении или по благословению епархиального архиерея) совершается чин Крестовоздвижения совершается чин Воздвижения Креста.во время которой священник совершает миропомазание елеем, затем особую ектению, обычное окончание ночного бдения и первый час. В соборах и приходских храмах (по современной практике Русской Церкви, при архиерейском служении или по благословению епархиального архиерея) совершается чин Крестовоздвижения совершается чин Воздвижения Креста.во время которой священник совершает миропомазание елеем, затем особую ектению, обычное окончание ночного бдения и первый час. В соборах и приходских храмах (по современной практике Русской Церкви, при архиерейском служении или по благословению епархиального архиерея) совершается чин Крестовоздвижения совершается чин Воздвижения Креста.совершается чин Воздвижения Креста.совершается чин Воздвижения Креста.

На литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Твое Воскресение славим» (без поклонов).

По традиции в этот день принято надевать пурпурные одежды. По православной традиции в день праздника предписан строгий пост: верующим предписано полное воздержание от пищи животного происхождения.

Крест остается на аналое до 21 сентября (4 октября), дня Воздвижения. По окончании литургии, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака Кресту, Крест переносится священником в алтарь через Царские врата.

Тропарь, кондак и заслуга на Воздвижение Креста Господня.На греческом языке На церковнославянском языке (транслитерация) На русском языке

Тропарь праздничный, глас 1 (Ἦχος α’) Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси, Господи, народ Твой и благослови удел Твой, дающий победу от Царя над противлениями, и охраняющий Крест Твой жилище Спаси, Господи, народ Твой и благослови удел Твой, дающий победу царям над врагами и сохраняющий народ Твой Крестом Твоим.
Кондак партии, глас 4 (Ἦχος δ’) Ὁὁωθεὶὶὶ ἐἐ ῷῷ σταυρῷ ἑἐ σσως, ῇἑ ἐἐωνύμῳ σου σααὺ ΠοΛιτᾳᾳᾳᾳ, τὺὺὺ ἰἰἰἰἰἰτρρύύ σὺὺἰἰ ἰἰἰἰἰἰτιρύΣ Σου ὺ ἰἰἰἰἰἰτιρύΣ Σου Δώρησαι, χριστὲ ὁὁεός Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων · τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесись на Крест волею твоею, в одноименную новую обитель твою, даруй нам щедрость твою, Христе Боже, возрадуй нас силою Твоею, дая нам победы в сравненье, помоги имеющим Твое оружие мира, непобедимой победы. Добровольно взошедших на Крест, новым людям назначенным Тобою, даруй милость Твою, Христе Боже; радуйся силе Твоей верному народу Твоему, дарующему им победу над врагами их; да будет им помощь от Тебя, оружие мира, непобедимое знамение победы.
Почетник партии, тон 8 (Ἦχος πλ. δ’) Μυστικῶς Ег Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον · δι οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Тайны, о Богородица, райская, Христе невозделанная, Которого животворящий крест Древо на земле насадил. К ним я ныне возношусь, поклоняясь ему, Величаем Тебя. Ты, Богородица, таинственный рай, не возделанный Христом, ради Которого древо жизни от Креста насаждено на земле; поэтому теперь, когда он встает, поклоняясь ему, мы величаем вас.

Католическая церковь

В необычной форме латинского обряда служба начинается накануне вечерни, если 14 сентября приходится на воскресенье или отмечается как первоклассная вечеринка. Обычно он начинается с утрени, в которой 3 ноктюрна.

Первый – это чтение из Книги Чисел (Чис. 21:1-9). Первый ноктюрн завершается большой ответственностью, в которой упоминается о возвращении Креста из Персии при императоре Ираклии: «Haec est arbor dignissima, in paradisi medio situata, in qua salutis auctor propria morte mortem omnium superavit. V: Crux praecellenti decore fulgida, quam Heraclius imperator concupiscenti animo recuperavit. Во вторую ночь идет историческое чтение о возвращении Креста. В третьем ноктюрне — чтение проповеди св папы Льва Великого.

Миссал имеет свою форму для праздничной мессы. Служба открывается вступлением «Nos autem» к тексту Послания св. Павла к Галатам (6:14). Первое чтение из Послания к Филиппийцам (Филиппийцам 2:5-11), при чтении которого коленопреклонение предполагается в словах: «дабы пред именем Иисуса всякое колено преклонилось». Второе чтение из Евангелия от Иоанна (Иоанна 12:31-36). Предисловие к Святому Кресту.

В целом тексты Мессы и Службы во многом схожи с теми, что используются в Страстное время (за 2 недели до Пасхи).

Что нужно делать?

В Воздвижении Креста Господня соблюдается пост. В праздник устанавливается строгий пост в память о крестных страданиях Спасителя. В этот день нельзя есть мясо, рыбу, молочные продукты и яйца, даже если торжество выпадает на воскресенье. Поэтому 27 сентября нельзя готовить пищу на масле животного происхождения. Соответственно, на праздничный стол подавались только постные блюда, которые хозяйки чаще всего готовили из капусты нового урожая: жарили, тушили и пекли пироги, делали разнообразные салаты. Поэтому в народе и называли этот день «Капустным».В народе верили, что постящимся в Воздвижение Креста Господня будет прощено семь грехов.

Что нельзя делать?

На Воздвиженье нельзя начинать новое дело, так как считается, что все пойдет прахом.Нельзя идти в лес, потому что леший перебирает свои владения и перечитывает зверей, и если человек попадется на глаза, то он не вернуться из леса. Нельзя в праздник заниматься тяжелым трудом — делать ремонт, чистить или рубить дрова. В то же время считалось, что очистив дом в Воздвижении, можно было изгнать злых духов.

Следует ли соблюдать пост в день Воздвижения Креста Господня?

Каждый год в праздник Воздвижения верующие вспоминают не только величие и победу над смертью, но и страдания, которые претерпел Иисус Христос, когда был распят на кресте. Хотя Крестовоздвижение считается праздником, этот день является постным. Поэтому следует полностью отказаться от употребления мясных и молочных продуктов. Также запрещено есть яйца и рыбу.

Вместо этого можно есть горячую пищу с добавлением масла. Считается, что тем, кто соблюдает пост, будут прощены все грехи. На праздничном столе всегда были исключительно постные блюда. Чаще всего в этот день хозяйки варят, жарят, готовят салаты, пекут голубцы из нового урожая. Из-за этого праздник получил еще одно название – Капустница.

Народные приметы

По народному поверью, если на Воздвижении гремят бури, значит, на небесах идет битва между светом и тьмой, которую можно победить силою Креста Господня. Поэтому в этот день люди, опасаясь грозы, старались все затмить крестом. На стенах, воротах и ​​заборах углем были нарисованы кресты.

Считалось хорошей приметой увидеть птиц, летящих на юг в районе Воздвижения. Если в этот день жарко и солнечно, вам повезло.

О чем молятся Честному и Животворящему Кресту?

Самая известная молитва, которую верующие называют молением Честному и Животворящему Кресту, на самом деле называется «Да воскреснет Бог». Это одна из самых сильных молитв, которые она защищает:

  • от нападения злых духов
  • врагов
  • ситуаций риска
  • соблазнов

Эту молитву читают и в чрезвычайных ситуациях на всю жизнь: она может рассеять врагов и поможет сохранить вас в целости и сохранности.

Как правильно молиться на Воздвижение Креста Господня?

На Воздвижение, как и на любой церковный праздник, в храмах проходят торжественные службы. Основное отличие заключается в том, что при Воздвижении Креста Господня архиерей вносит крест в зал, а прихожане кланяются и целуют его.

В храмах поются тропари и возносятся молитвы. Если в праздничный день нет возможности посетить службу, то молиться нужно дома перед иконой Крестовоздвиженской. Оно считается чудодейственным и к нему обращаются в таких случаях:

  • бесплодие;
  • заболевания суставов и костей;
  • постоянные головные и зубные боли.

У иконы просят здоровья, причем не только своего, но и здоровья родных и близких. Как говорят священнослужители, особую силу имеет молитва, произносимая в Воздвижение Креста Господня. Воззвание к Высшим Силам, звучащее искренне, обязательно будет услышано, и удача будет сопутствовать человеку в течение всего года. Так как в православный праздник нельзя заниматься физическими нагрузками, выходной день можно посвятить духовному росту и разным благотворительным делам.

Какую молитву читают на праздник Воздвижение Креста Господня?

В начале праздничного Богослужения возносится благодарственный молебен за то, что Спаситель сошел на землю и принял страдания людей, а затем умер, вновь воскрес и вознесся на Небо. В праздник Воздвижения Креста Господня следует радоваться и прославлять Спасителя своего. А у Христа можно просить помощи в земных делах, наставления на истинный путь и благополучной жизни, находясь в хорошем настроении.

В торжественный день Воздвижения в храмах совершаются службы, прославляющие подвиг Спасителя, поются тропари, возносятся молитвы, в которых описывается стяжание Животворящего Креста, а затем Христа, даровавшего нам спасение, прославляется.

При чтении молитв на 27 сентября важны не слова, а чувства, которые испытывает верующий. Сначала звучит благодарственная молитва за то, что Мессия сошел на землю, претерпел мучительные за грешников испытания, воскрес и был взят на Небеса для защиты верных ему.

Радость играет важную роль в молитве. В этот великий праздник все живое на земле славит Спасителя. С радостью мы можем просить у Христа помощи в делах мирских, наставления на правильный путь и на благополучную жизнь. Священники советуют читать молитвы возле иконы «Воздвижение Креста Господня».

Нужно прочитать два предложения:

«Боже Иисусе Христе, Милостивый наш, распятый на Кресте за наше спасение, услышь наши молитвы. Откликнись на прошения и избавь нас от грехов и слабостей, подрывающих веру. Прошу у тебя прощения за мое поведение во всем, что тебя разозлило и огорчило, мой Лорд. Если я согрешил в плену к гневу и порокам, я принимаю все свои грехи. Я согласен жить по Божьим заповедям. Что-то не так — я это отрицаю. Не отомсти за меня силам дьявола, не употреби мои слабости во зло. Охраняюсь крестным знамением, Спасителя прошу о помощи. Да благословит меня Господь на праведную и счастливую жизнь. Аминь».

«Всемогущий Боже! Помилуй и помоги грешникам на земле, благослови на праведную жизнь и прости вольные и невольные грехи. Смиренно молим Тебя и надеемся на Твою поддержку каждый день. Аминь».

«Честный Крест, спаси души праведных, обращающихся к Богу, от всякой скверны, диавольского плена и порока. Спаси и сохрани разум от всякого зла. Не позволяй моей вере ослабнуть. Да услышит Отец наш возносимые молитвы, да снизойдет его поддержка и поможет нам в радости и боли. Аминь».

Молитва на Воздвижение Креста Господня иная

«О всечестный и Животворящий Кресте Господень, Кровью Христа Бога нашего освященный! Ты знак победы над врагами нашими, видимыми и невидимыми; Ты имаси являешься в час страшного суда Христова. Я смиренно кланяюсь тебе, честно прикасаюсь к тебе и ласково целую тебя, принося текущую молитву к Распятому, над тобой несущему меня, да исцелит меня Своею силою в тебе от всех недугов душевных и телесных, и избавит от видимых и врага невидимого и без осуждения по правую руку Свою положит суд. Эй, животворящий Санта-Круз! На Тебе, Спаситель, умирая за людей, умерших за грехи, излучает свой дух, как человек, источает кровь и воду, и с этими тремя он едино, даже более всего, что нужно, спасение совершилось для нас,во славу источника воды живой, Бога Отца, Самого от крови дев воплотившегося Бога Сына, и Бога Святого Духа, оживляющего человеческий дух, Они же три прославляют в Едином Божестве и помогают мне от воды крещения с непорочной верой полученной, в причащении плоти и крови Господней с несомненным упованием, и в покаянии с сокрушенным духом, и с нелицемерною любовью, но не только в сей плачевной жизни, как вода преходящая, но и в грядущем блаженном чреве прославлю Господа, с помощью твоей силы, пресвятого Креста, и поклонюсь ему очами Верных, с непреклонностью Стремящихся и наслаждением Возлюбленного, единого в Троице, во веки веков прославляемого. Аминь.» и я буду поклоняться ему глазами Верных, с одержимостью и восторгом Возлюбленного,что от Троицы, прославляемой во веки веков. Аминь». И я буду поклоняться ему очами Верных, одержимостью и восторгом Возлюбленного, Троицы, прославляемой во веки веков. Аминь.»

Молитва на Воздвижение Креста Господня краткая

«Честный Крест, хранитель души и тела, буди: бесов по-своему низлагающий, врагов прогоняющий, страсти упражняющий и благоговение нам подающий, жизнь и силу, содействием Святого Духа и искренними молитвами Пресвятой Богородицы. Пречистая Богородица. Аминь.»

Молитва «Да воскреснет Бог»

«Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Когда дым рассеется, они исчезнут; как тает воск от лица огня, так бесы склоняются от лица любящих Бога и крестным знамением знаменуются, и радостно говорят: радуйся, пречестный и животворящий Крест Господень, прогони бесы силою Господа нашего Иисуса Христа, распятого в тебе, сошедшего во ад и исправившего силу диаволу, и подавшего нам Свой Честный Крест на прогнание всех супостатов. О пречестный и животворящий Крест Господень! Помоги мне с Пресвятой Богородицей и со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, народ Твой и благослови наследие Твое, даруя победу православному христианину над противлением и сохраняя жив крест Твой.

Перевод:

Спаси, Господи, народ Твой и благослови удел Твой, даруя победу верным над врагами и сохраняя народ Твой крестом Твоим.

Кондак Воздвижения Креста Господня

На Крест волею Твоей вознесся, тёзке Твоей новую обитель Твою даруй, Христе Боже, возрадуйся силою Твоею верных Твоих людей, подавшая нам победы для сравнений, уступку имеющим Твоё оружие мира, победу непобедимую.

Перевод:

Добровольно взошедших на Крест, новым людям назначенным Тобою, даруй милость Твою, Христе Боже; радуйся силе твоей верному народу твоему, дающему нам победу над врагами, в помощь имеющим от тебя, оружия мира, победу непобедимую.

Величание

Величаем Тебя, Христе Животворец, и чтим Крест Твой Святой, которым Ты спас нас от дела вражьего.

Хоры

Умножь, душа моя, Честнейший Крест Господень.

Ирмос девятой песни

Ты тайны, о Богородица, Райская, / Христе Невозделанная, / Через Которую животворящий Крест Древо на земле насадил. / Тому ныне превозносим, ​​/ пред Ним преклоняясь, Тебя величаем. Ты, Богородица, рай таинственный, / Христос Невозделанный, / Насадившая на земле / Животворящее древо Креста; / поэтому ныне, в его возвышении, / поклоняясь ему, мы величаем тебя.
Оцените статью
Блог про Матрону Московскую